Яхт-клуб Пять якорей

+7 978 117 8813
vkontakte facebook twitter

Яхта «Фазиси»

Яхта «Фазиси»

Яхта «Фазиси»

Советский Союз

 

С духом свободы в Советском Союзе в яхтенных кругах стало веять идеями дальних крейсерских походов. Была попытка участия советской команды в «Кубке Америки», для консультаций в СССР прилетал знаменитый американский гонщик Дэнис Коннер. Потом его англичане расспрашивали, что там у русских, способны ли они участвовать в солидных гонках? Но толстяк Коннер так и не понял русского характера, к тому же наше участие в «Кубке Америке» так и не состоялось. И вот новый проект «Фазиси Пепси». Автор столь сумасшедшей идеи яхтенный конструктор из Москвы Владислав Мурников. Сам Владислав прошел всего два этапа, но то что он сделал, это значительная веха в истории России. Мурников создал проект яхты, который существенно отличался от зарубежных аналогов. Но сколько не рисуй гениальных проектов, самое главное это деньги, их нужно было три миллиона долларов. И он нашел спонсоров. Это советская морская компания «Фазиси» и американская «Пепси». Третье, это участники. С этим в нашей стране было так же нелегко, ведь опыта участия в океанских гонках не было ни у одного советского яхтсмена. Ни у одного. Но тем не менее, после одного объявления в центральной газете от добровольцев не было отбоя.

154511_1432219379609_1911957_n Мурников отбирал лучших из лучших. В этом была и некоторая ошибка, которая не сильно повлияла на исход всей гонки, но она привела к конфликтной ситуации. И это не только то, что один из парней повесился после первого этапа, конфликт витал во всем экипаже от американца шкипера до ругани между собой. Но есть здесь и положительный момент. Сборная команда «Фазиси», собранная по принципу самые лучшие, состояла из лидеров. Каждый из участников мог стать шкипером, имей он опыт океанских гонок и бюджет для участия. И вот около тридцати молодых людей с амбициями и характерами лидеров сошлись на одном борту. Мурников был первый, и вместе с ним в том Уитбрэде зажглось несколько ярких яхтенных звезд, которые продолжили тот безумный бег к вершинам покорения мирового океана. В пылу гонки в океане в умных головах экипажа созрели еще три проекта Анатолия Вербы, Евгения Платона и Виктора Языкова. Но это другие истории, о которых можно узнать в следующих главах. А пока не было лодки и, особенно американского шкипера, вроде все были равны. С бешеным энтузиазмом ребята собирали лодку на судостроительном заводе в Поти. В самый разгар подготовки к гонке американская компания «Пепси» отказалась от участия. Дело в том что сами фирмачи и не думали отступать. Они понимали, что советская яхта принесет им еще большие доходы. На западе участие советской яхты - это была сенсация, а значит и повышенное внимание к этому проекту. Что конечно повышало рекламный эффект. Но в США развернулась компания против участия «Пепси» в советском проекте. Патриоты требовали финансирования американской команды. Однако, с янки так и не сложилось, а время ушло. В результате отказа одного из спонсоров яхта стала называться только «Фазиси», а денег стало резко не хватать. Начали экономить на всем. Экипаж, уже закусив удила, работал наизнос. Корпус лодки подготовили в крайний срок и на самолете «Руслан» доставили в аэропорт Хитроу в Англию. Когда западный яхтенный мир увидел детище Мурникова, то был шок. Это была вторая сенсация! Русские на парусной доске хотят участвовать в кругосветной гонке, они сумасшедшие. Пестрили заголовки западных газет. Дело в том, что у «Фазиси» был очень низкий надводный борт и для океана это казалось неприемлемым. Но забегу вперед, «Фазиси» прекрасно повела себя в экстремальных условиях. Другое дело, что команда под палубой чувствовала себя не очень комфортно из-за низкого подволока, но это ребят не сильно волновало. Изюминкой проекта был изогнутый в продольном направлении корпус, благодаря чему яхта хорошо всходила на волну, а не зарывалась носом в воду. Шкипер был найден все в той же Англии, им оказался участник уже двух «Уитбрэдов», оказавшийся на тот период свободным. Это был Скип Новак — американец чешского происхождения. Для него участие - это была своего рода авантюра, типа пройти перед своими друзьями на лодке построенной из бумаги. То-есть бравада - я ребята вас и на такой посудине сделаю! Собственно, он это доказал, но с помощью хорошей яхты и самоотверженного экипажа. «Фазиси», над которой посмеивались западные специалисты, включая самого Новака, прошла все этапы Whitbread 1989-90, прошла заняв приличное 11-е место из 21-го возможного. О самой гонке «Уитбрэд» можно подробней узнать из раздела «Регаты».

547366_3667592178462_1534556605_33238340_1739365289_n (1) А в этом разделе назову весь экипаж яхты «Фазиси»:
Сергей Акатьев, Киев
Валерий Алексеев, Сочи
Сергей Бородинов, Москва
Анатолий Верба, Одесса
Роджер Воган, США
Алексей Грищенко, Киев
Юрий Дорошенко, Севастополь
Алексей Дроздецкий, Одесса
Рональд Журдан, Франция
Виктор Камкин, Днепропетровск
Геннадий Корольков, Одесса
Владимир Кулиниченко, Одесса
Роман Лейбович, Рига
Игорь Мироненко, Киев
Владислав Мурников, Москва
Скип Новак, США
Евгений Платон, Киев
Виктор Погребнов, Сочи
Терри Ранну, Франция
Валерий Сафиулин, Алма-Ата
Джим Сондерс, Великобритания
Сергей Станецкий, Одесса
Нодари Тенеишвили, Цхалтубо
Эдгар Терехин, Рига
Дейл Тримейн, Новая Зеландия
Джумбери Цомая, Поти
Марк Хаузер, Новая Зеландия
Браен Хэнкок, США
Виктор Языков, Сочи

10561694_1540271456191660_4972373704120382471_n 1470248_1540271696191636_5495054357696633295_n Технические характеристики яхты «Фазиси»:
Длина - 25 м
Ширина - 5,8 м
Осадка - 2,95 м
Водоизмещение - 21,5 тн
Объем балластных танков - 5 куб.м
Площадь грота - 117 кв.м
Площадь стакселя - 83 кв.м
Площадь спинакера - 300 кв.м
Высота мачты - 26,0 м
После кругосветной гонки яхта была продана. Скип Новак написал книгу о своем участии в Whitbread 1989-90, она называется «Фазиси - рискованное предприятие», где экипаж он высмеивает, как сборище дилетантов, показав в основном свои заслуги в успешном участии «Фазиси». Это на его совести, земля круглая. И вот один случай. В 2010 году наша яхта «Купава», находясь в кругосветном плавании, зимовала в порту Puerto Williams, Чили. Совершенно случайно наши ребята подошли к яхте «Pelagic Australis», на швартовку вышел сам капитан — это был Скип Новак. Юрий Бондарь и Андрей Зубенко узнали прославленного шкипера «Фазиси» и со всей открытой душой пригласили его на борт «Купавы» пропустить по стаканчику вина, напомнив ему о «Фазиси». В короткой беседе он достаточно сдержано вспомнил тот кругосветный рейс. Что-то сказал о чашке кофе у него на яхте, но как-то невнятно и, как показалось ребятам, просто соблюдая традиции. Совместного распития кофе так и не получилось ни в тот день, ни во все последующие стоянки «Купавы» в этом порту. Наверное стыдно было за те слова, которые были написаны в его книге, иначе не мог настоящий моряк так «отморозиться» при встрече.

1285555949_fazisi-snorn  В настоящее время яхта «Фазиси» находится в Чикаго. На проходившей в 2010 году гонке больших парусников по Великим Американским озерам участие приняла и яхта «Фазиси». Там побывали мои корреспонденты Александра Сорокина, Сьюзен Фримайер и Сью Хеинс и запечатлели эту яхту. Здесь вы можете увидеть их материал. Последний владелец «Фазиси» яхт-клуб "Джозефа Конрада" подарил ее Польской ассоциации яхтинга Северной Америки. Порт приписки Чикаго. Как видите на фото, яхта находится в идеальном состоянии, она не изменила названия, не поменяла свой облик, и даже на ахтерштаге развивается советский флаг! Интересный факт - «Фазиси» нашла приют в городе Чикаго, где когда то родился и начинал заниматься яхтингом ее шкипер Скип Новак.