Яхт-клуб Пять якорей

+7 978 117 8813
vkontakte facebook twitter

Яхта "Альбатрос"

Яхта

Яхта «Альбатрос»
Мариуполь

Яхта «Альбатрос» (немецкое название «Shturmfogel») была построена в 1935 году германской фирмой Abeking & Rasmussen, на верфи города Бремен. Это самая старая из существующих легенд в нашем виртуальном яхт-клубе. В этом году я имел честь принять у себя на «Юноне» члена экипажа этой яхты и автора книги «Альбатрос уходит в море» Людмилу Драголовскую.
В назначенный час я стоял у входа в Черноморский яхт-клуб и ожидал ветерана парусного спорта и интересную рассказчицу. Современной ее фотографии у меня не было, точного возраста я не знал, поэтому, прочитав о яхте построенной в 1935 году, в моем воображении рисовалась старушка с трудом шедшая ко мне навстречу. Но вот появилась современная, по спортивному одетая дама, которая представилась: - Людмила. Мы вышли в море. Разговор не имел цели интервью, про Людмилу Драголовскую и яхту «Альбатрос» я уже многое знал. Я прочитал книгу Людмилы «Альбатрос уходит в море». Мне просто хотелось познакомится с этой отважной и обаятельной женщиной. Я достиг своей цели и теперь представляю ее яхту.
Забегу вперед и с сожалением сообщу, что яхта уже более десяти лет стоит на стапеле на заводе «Азовмаш», дожидаясь инвестора и ремонта. Но, как поделилась Людмила, надежды уже нет никакой.
04 Технические характеристики яхты «Альбатрос»:
Длина — 16,8 м
Ширина — 3,25 м
Осадка — 2,20 м
Водоизмещение — 20 тн
Высота грот мачты над палубой — 20 м
Масса фальшкиля (свинец) — 6390 кг
Площадь парусности — 105 кв.м
Вооружение — иол
Материал корпуса — красное дерево, набор композит (стальные и дубовые шпангоуты)
Двигателя нет.
Яхта изначально называемая «Shturmfogel» в первые годы своего существования принадлежала одному из директоров концерна «Крупп». В 1936 г. яхта ходила из Германии в Нью-Йорк. Пересекая Атлантику, парусное судно показало прекрасные ходовые качества. Во время Первой мировой войны яхта находилась в Штеттине на Балтике, в яхт-клубе им. Геринга (Геринг не любил море, но название яхт-клуба в свою честь с удовольствием принял).
В 1952 году по репарации все яхты этого клуба были вывезены в Москву и расписаны по различным водным станциям. («Слава», «Орион», «Альбатрос», и др.). Кстати «Орион» сейчас в Севастополе и находится в хорошем состоянии. Эту яхту часто используют как судейское судно.
01 В 1957 году часть яхт попала в Азовское и Черное моря. В Батуми была направлена аналогичная «Альбатросу» яхта, которая стала принадлежать Лаврентию Берии, правда она так и оставалась на берегу. После расстрела Берии, яхту на воду так и не спустили. Постепенно все ее имущество и вооружение растащили, корпус пришел в полную ветхость был уничтожен.
«Альбатрос» был доставлен в Жданов (теперь Мариуполь) в 1957 году. Яхту в тот год использовали в качестве учебного судна в Ростовское мореходное училище имени Георгия Яковлевича Седова. В 1958 году училище получило шхуну «Альфа» и яхту «Альбатрос» передали в ШМО. После нескольких аварийных навалов на пирс и пожара яхту в том же году поставили на ремонт в СРЗ города Жданов. Как учебное судно для мореходки она не подходила, поэтому яхту передали СРЗ в качестве оплаты за ремонт. Так «Альбатрос» после ремонта осталась в собственности СРЗ.
C 1959 по 1967 годы капитаном яхты «Альбатрос» был Иван Дмитриевич Пескарев, опытный моряк и яхтсмен. Его собственная история тоже очень интересная. В 1916 году он 16-летним юношей ушел в первое плавание в Аргентину и не смог вернуться обратно в Россию, началась Октябрьская революция 1917 года. На родину Иван Дмитриевич вернулся только после войны уже в СССР. Путь на родину был не близкий: через Францию, Голландию, Англию. После войны Иван Пескарев ходил только на парусниках. После приезда на в Мариуполь попал в экипаж «Альбатроса», который в те годы состоял в основном из работников СРЗ. Каждое лето ребята ходили в дальние походы по Азовскому и Черному морям. В то время «Альбатрос» был самой большой яхтой на Азовском море.
a4 Опытный капитан Иван Дмитриевич Пескарев воспитал много хороших спортсменов и в 72 года сам еще лазил на мачту. В 1967 году капитан Пескарев заболел и больше не смог ходить в плавание.
Первое знакомство c Азовским морем состоялось 20 июля 1965 года, и сразу шторм 7 баллов.
С 1965 по 1967 годы экипаж яхты «Альбатрос» участвовал в дальних походах по Азовскому и Черному морям. За эти годы «Альбатрос» прошел по маршрутам: Жданов (Мариуполь) - Керчь- Ялта- Сочи- Сухуми- Батуми- Жданов. За один поход яхта преодолевала расстояние свыше 2000 морских миль.
Но самый значительный поход прошел по маршруту Жданов-Батуми, который состоялся в 1965 году. Путь яхты пролегал в основном вдоль берега. В те годы границу пересекать было нельзя ни под каким видом. Яхта «Альбатрос» ушла в поход, имея экипаж в составе 13 человек, из них 6 работников СРЗ и 7 альпинистов из Харькова. Все жаждали морской романтики и приключений, но экипаж был не очень-то опытный. Настоящих моряков было всего 2 человека, это капитан Иван Дмитриевич Пескарев и старпом Могильный, остальные члены экипажа яхты «Альбатрос» имели в лучшем случае опыт выходов выходного дня.
С огромным энтузиазмом новички начали обучаться морскому делу. И учеба пошла успешно, экипаж втянулся в судовые работы, несли вахты, работали с парусами. Но не все проходило гладко. В то время на борту «Альбатроса» имелись только старые, не откорректированные карты и лоции. Навигационная обстановка на море из года в год меняется, устанавливаются новые буи, маяки, менялось их местоположение. Вот тут то ждановские яхтсмены и просчитались. Уже на подходе к Батуми капитан и помощник все чаще заглядывали в карту и вчитывались в лоцию этого района. Входной маяк в гавань порта Батуми в лоции обозначен был как трехцветный: красный-зеленый-красный. Зеленый светом обозначался вход в бухту. Накануне зеленый огонь заменили затмевающим красным. Но экипаж этого не знал! Попытались ночью зайти в порт Батуми, для чего следовали курсом параллельно берегу, стараясь выйти на зеленый огонь маяка. Но зеленый огонь никак не открывался. Маяк упрямо светил только красным светом. Зеленого света, обозначающего вход в бухту, не было. Так «Альбатрос» чуть не дошел до границы с Турцией. Но зеленого огня маяка все не было.
Почти возле самой границы пограничный катер задержал яхту. Доблестные, бдительные советские пограничники арестовали экипаж, как злостных нарушителей. После долгих разбирательств и объяснений, что карты и лоция устарели инцидент был исчерпан. И более того работники лоцманской службы порта Батуми подарили откорректированный набор карт.
Только тогда ребята смогли отойти от конфуза и осмотрелись. Одновременно с «Альбатросом» в Батуми прибыл круизный лайнер «Иван Франко» с немецкой делегацией. По просьбе портовых властей, яхта и её экипаж приняли участие во встречи лайнера с иностранной делегацией на борту. «Альбатрос» снова вышел в море в полном парусном вооружении. Этим экипаж полностью реабилитировал себя в глазах батумских моряков и пограничников. должны были изображать парусное судно с полным вооружением. Участием в параде по встрече иностранной делегации были реабилитированы перед властями.
Наконец «Альбатросу» пришло время уходить. Проходя мимо теплохода «Иван Франко», экипаж яхты выстроился на палубе и хором исполнил хит того времени: «Забудь, пират о стороне родной, когда сигнал в атаку раздается». Внешний вид команды полностью соответствовал смыслу песни и пиратской символике. Поголовно все матросы яхты были одеты в старую робу, заношенную до дыр. Со стороны веселая братия выглядела довольно оборванно, свирепо и кровожадно. Осталось невыясненным, что думали немецкие туристы по этому поводу, наверное по достоинству оценили импровизацию экипажа. Теплоходы и пароходы, стоявшие в бухте, провожали «Альбатрос» приветственными гудками.
1968_15 Одесса В те времена яхтой «Альбатрос» совершались и другие значительные походы, в том числе и в Одессу. Об этом мы говорили на борту яхты «Юнона» с членом экипажа легендарного «Альбатроса» Людмилой Драголовской. Многое в Черноморском яхт-клубе Людмила узнавала, многих наших яхтсменов вспоминала, но видела и много изменений. Поразило ее очень малое количество парусных яхт. А ведь это было в середине июля (2012 года).

 

На фото слева Яхта "Альбатрос" в Черноморском яхт-клубе, Одесса, 1968 год.


Яхта «Альбатрос» в парусных регатах:
1968 год — 3 место Первенство Украины среди крейсерских яхт
1969 год — 2 место Первенство Украины среди крейсерских яхт
1970 год — 1 место Открытая гонка Первенства города Жданова в честь Дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков
1978 год — 4 место Кубок Черного моря, Первенство Украины среди крейсерских яхт
1979 год — 3 место Кубок Черного моря
1980 год — 4 место Кубок Черного моря и Первенство Украины среди крейсерских яхт
1981 год — 5 место Первенство Украины среди крейсерских яхт, 4 место Кубок Черного моря
1982 год — 3 место Кубок Черного моря
1983 год — Кубок Черного моря — не финишировали, по результатам трех этапов в группе лидеров
1984 год — 3 место Кубок Черного моря
1985 год — 1 место Кубок Черного моря
1986 год — 1 место Кубок Черного моря
1988 год — 5 место Кубок Азовского моря, 1 место - Международная регата им.адм.Ушакова. Болгария.

1968_18 Экипаж яхты «Альбатрос» в разные годы:
Капитан яхты – Пискарев Иван Дмитриевич
Старпом – Сидельковский Евгений (з-д «Азовсталь»)
Пом. капитана – Воропаев Альберт Васильевич (з-д им. Малышева)
Команда: Владимир Михалев, Георгий Сопилкин, Семён Скрытник, Александр Морозов, Ковалев, Людмила Драголовская, Нина Невзорова, Юрий Дороничев, Валентина Сопилкина, Владимир Шульц, Любовь Кизилова, Зинаида Веревкина.

Информация взята из материалов книги Людмилы Драголовской «Альбатрос уходит в море».