Яхт-клуб Пять якорей

+7 978 117 8813
vkontakte facebook twitter

Шквал

Шквал

ШКВАЛ

Все началось прекрасно, но как всегда …

«В штормовую погоду борешься с двумя стихиями -
неистовым ветром и взволнованным морем.»
К. Эдлерд Клос «Под парусами в шторм»

Эту книгу каждый яхтсмен должен прочитать. И к словам Клоса я бы еще добавил: - Если штормуешь вблизи берега, то опасаешься еще подводных камней.

10 июля 2010 года, 17:00 по Одессе. Погода солнечная, температура + 28, ветер до 5 м/сек. Из Черноморского яхт-клуба с четырьмя пассажирами на борту яхта «Юнона» вышла в море на прогулку. Погода стояла идеальная. Дул легкий бриз, было тепло и солнечно. Помимо всех взрослых, у одной пассажирки на руках был двухмесячный ребенок. Ребенок спал и не приносит хлопот. Мать его кормила грудью, и он снова спал. Молодые люди устроились на баке и развлекались шутками, капитан уже направил яхту к гавани яхт-клуба. Молодая мама передала спящего ребенка своей подруге, перешла на бак и включились в веселье с парнями. Все было хорошо, но уже к концу прогулки с северо-востока начал надвигаться шквал. Оттуда шли не просто сумерки, наползала сплошная чернота. Несколько парусных яхт продолжали прогулки в море. «Юнона» была уже близка ко входу в яхт-клуб, несли только грот.

IMG_6278 (1)
Капитан Олег Пономарёв уже готовился и его опустить. Шквал ожидался попутным, поэтому можно было дойти курсом фордевинд под рангоутом. До входа оставалось метров сто, и тут одна из пассажирок падает за борт. Капитан быстрым движением выбрасывает спасательный круг с линем. Скорость яхты была небольшой, поэтому женщина сразу за него ухватилась. Следующим движением капитан опустил трапик, чтобы поднять человека на борт. За линь Олег подтянул женщину к трапику. В это время и ударил шквал. Яхта шла правым галсом, она резко накренилась, с левого борта угрожающе навис бетонный брекватер. Удар в грот был настолько сильным, что, помимо крена, яхта получила сильный деферент в нос и попала в брочинг. Положение усугублялось тем, что двое пассажиров оставались на баке, создавая еще больший деферент. Тем времени упавшую за борт Олег втащил в кокпит и сразу отправил в каюту. Капитану удалось привести яхту к ветру, и направить ее вдоль брекватера, стараясь от него удалиться. Одновременно он приказал всем оставшимся на баке по наветряному борту продвигаться в кокпит. В первые минуты шквала волнение еще не было сильным, поэтому капитану удавалось вести яхту довольно остро к ветру. Брекватер пролетели быстро, но дальше под водой на полуметровой глубине был бетонный волнорез. Яхта вылетела на траверз Отрады и теперь пошла по кромке бушующих волн вдоль подводного волнолома. Волнение уже началось, и подводная стена зловеще вскипала от наката. Тут уже волны не давали идти круто к ветру. Удары в борт все время сваливали яхту с курса, приближая катастрофу. Явно не хватало стакселя. Под одним гротом идти было не так просто. Яхту буквально ложило под напором ветра. К месту событий под двигателем шла яхта «София», Алексей Бондарев спешил на выручку. Но подходить близко к волнорезу все-таки не решился. «София» развернулась и начала уходить дальше в море.

1288885400_sxema-1

 

1288885481_sxema-2Эта последняя надежда растворилась, но капитан продолжал удерживать яхту, двигаясь вдоль волнолома. Яхта чуть содрогнулась, почувствовался удар фальшкилем о бетон. Какие-либо маневры совершать было нельзя. Отойти от волнореза было невозможно из-за ветра и волнения. Повернуть через фордевинд также было крайне опасно, яхту на полном курсе со всей силы ударило бы о бетон и неизвестно чем бы это все закончилось. Крен был более 45 градусов. И тут, шквал еще усилился, и очередная волна плавно перенесла яхту за брекватер, внутрь пляжной зоны. Все произошло настолько просто, что не было удара о бетон.

Олег моментально растравил гико-шкот, и побежал на бак отдавать якорь. Теперь новая опасность пляж. Якорь моментально ушел в воду, не закрепляя конец, Олег вернулся к мачте и смайновал грот. Теперь можно спокойно закрепить якорный конец. Осмотрелся. Якорь держал, яхту развернуло по ветру и она кормой смотрела по направлению небольшого бетонного выступа выходившего на пляж. Созрело решение: растравливая якорный конец, можно по ветру спуститься к этому выступу и высадить пассажиров. Несмотря на то что яхта была за волнорезом, волнение продолжалось. Только тут капитан обратил внимание, что идет сильный дождь, но на это уже мало кто обращал внимание. Для надежности Олег решил завести еще один якорь. Разделся, одел ласты, взял 7-ми килограммовый якорь, дал команду одному из молодых людей пассажиру, чтобы потихоньку выдавал якорный конец, а когда останется метра два задержать его в руках. Капитан с якорем поплыл навстречу волнам в сторону волнореза. Тянуть канат, по мере удаления от яхты, становилось все труднее. Вот уже волнорез, капитан отпустил якорь и уже свободно поплыл к яхте. Когда он поднялся на борт, то молодой человек, которому было поручено держать якорный конец, устами младенца сообщил, что «веревка в море». О, Боже!!! Маска, ласты и снова в воду, нужно найти конец. С третьего раза якорный конец был найден, шкипер вынырнул, но до яхты было метров десять. Капитан и тут нашел выход, не выпуская конец, он подплыл к якорному концу, который держал яхту. Свободный конец Олег взял в зубы и стал перебирать натянутый конец основного якоря, то есть подтягивать яхту против ветра и волны. Проштрафившийся парень подполз на нос яхты, принял свободный конец якоря. Все, капитан поднялся нарастил конец второго якоря и начал поочередно растравливать оба якоря. Яхта приближалась к бетонному выступу. Дождь продолжал нещадно поливать терпящих бедствие яхтсменов. Но вот капитан почувствовал удар о дно. Стоп далее приближаться нельзя. До бетонного выступа оставалось еще метров семь – восемь.

Пока капитан занимался якорями, с берега шла помощь. Ребята-спасатели уже подгоняли водный велосипед катамаран. Казалось до берега каких-то десяток метров, катамаран может подойти к яхте взять на себя практически всех пассажиров. Но волнение не давало спокойно подойти. Наконец удалось хоть как-то закрепиться у левого борта яхты, ребята спасатели руками одерживали катамаран, чтобы его не колотило о борт яхты. Капитан взял на руки ребенка и передал в руки спасателя, который сидел на площадке катамарана. Второй парень удерживал его со спины. Мать этого ребенка не пошла на катамаран, у нее случилась истерика. Только криком, подкрепленным крепкими словцами, капитан держал ситуацию под контролем, его слушались и подчинялись. На берегу стояли две женщины, в теплой одежде они подошли к самой кромки воды, уже готовые принять ребенка. Капитан отдал команду катамарану идти к берегу. Десяток метров спасатели преодолели быстро. Одна из женщин подхватила ребенка, и, закутав в свою одежду, быстро понесла его в сторону торгового киоска, каких много на берегу. Ребенок был в надежных руках.
Туристы оставшиеся на борту несколько успокоились, когда увидели, что реально можно перебраться на берег. Следующими на катамаране переправилась парочка молодых людей. И третий ходкой ушли оставшиеся.

1288884212_storm1

Теперь капитан думал, как выбраться из этой западни. Спасатели рассказали, что выхода через бетонный волнолом в открытое море нет. Значит нужно как-то перепрыгнуть через этот чертов волнолом снова в море. Но как? Первые порывы шквала несколько утихли, но волнение продолжалось. С берега на том же катамаране на «Юнону» перебрался Леша Бондарев. Из куртки он вынул бутылку какой-то жидкости и предложил капитану согреться. Алкоголь был очень крепкий. Капитан сделал несколько глотков и почувствовал внутри тела прилив тепла. Леша сообщил, что на помощь выходит яхта «Альциона» под командой командора нашего клубы Михаила Серафимовича Петухова. О, теперь жить стало легче, идет помощь. Как двухтонная яхта перескочит через волнолом, капитан еще не знал. Но призрачные варианты уже вырисовывались. Ясно, что «Альциона» возьмет на буксир, нужно только хорошо закренить яхту. Пока помощь не пришла Олег и Алексей подтянулись на якорях как можно ближе к волнорезу. Штатный якорь подняли, так как он был дальше от волнореза, остались пока на запасном. Капитан подготовил буксирный конец, чтобы, когда подойдет «Альциона» подать его на их борт. Решили закрепиться за волнорез и вплотную к нему подойти. Капитан снова прыгнул в воду, подводой он закрепил за рым волнолома дупель и подал его на яхту. С опытным яхтсменом стало гораздо легче, Леша понимал капитана с полуслова. В это время из-за брекватера показалась «Альциона». Олег взял свободный конец и поплыл навстречу, чтобы как можно дальше от волнолома подать буксир. «Альциона» медленно продвигалась, заметив пловца, Петухов направил яхту прямо на него. Огромный корпус то вздымался на вершине волны, то бухался вниз. Метров за пять до пловца капитан «Альционы» сделал поворот (до волнолома было метров 15), и с кормы Олегу бросили конец. Матрос не добросил и яхта, доворачивая поворот, пошла на полную циркуляцию. Маневр повторили, на этот раз Олег поймал конец, брошенный с яхты. Он связал два конца: один с «Юноны», второй с «Альционы» и поплыл назад. Когда Олег поднялся на борт своей яхты, «Альциона» дала ход в море. Олег и Алексей повисли на вантах чтобы откренивать яхту. Но их веса явно не хватало. Буксирный конец натянулся, «Юнона», несколько раз ударилась фальшкилем в волнолом, но перепрыгивать через него не могла. Тогда Олег взял еще один конец и снова в воду. На этот раз он отплыл по волнолому в сторону, метров на 20-ть, под водой завязал его на рым и вернулся на яхту. Свободный конец он завязал за гак гротофала и начал выбирать фал на мачте. Яхта начала кренится все сильней, вот уже Алексей, висящий на вантах с подветрянного борта, почти начал касаться гребней волн, яхта почти легла на левый борт. Михаил Серафимович дал полный ход. Все, прошли и даже не почувствовали! Буруны над волноломом остались за кормой. Капитан «Юноны» растравил гротофал, Леша отдал якорный конец, «Юнона» спрямилась. Все! Работа была закончена. Капитан стал на руль, волны уже не страшили, ветер совсем стал стихать. Гроза заканчивалась, с северо-востока показалась полоска света.

P.S. Когда капитан, уже у причала, делал уборку на палубе, то около мачты обнаружилась литровая бутылка из под водки. Бутылка была пуста. Вот почему женщина выпала за борт, а ребенок спокойно спал. Комментарии излишни.
Олег Пономарёв
Одесса
Все события, имена участников, названия яхт и фото подлинные.