Яхт-клуб Пять якорей

+7 978 117 8813
vkontakte facebook twitter

Николаевский яхт-клуб

Николаевский яхт-клуб

Николаевский яхт-клуб
Река Южный Буг

В 1888 был основан Николаевский речной яхт-клуб. Пожалуй, это единственный яхт-клуб на Черном море, который со дня основания остался на прежнем месте, сохранил название и назначение. Николаевский яхт-клуб находится на реке Южный Буг ниже по течению Варваровского моста. Яхт-клуб в Николаеве сохранил все лучшее, чем можно гордится. Парусный спорт на первом месте.

На фото вы видите здание яхт-клуба ему уже более ста лет, а в каком превосходном состоянии оно находится! Молодцы николаевцы! Попадая в кают-компанию клуба, чувствуешь дух того времени.

Вот история этого клуба.
18 апреля 1888 года в восточной части Морского бульвара, заложенного еще А.С. Грейгом, 120 наемных рабочих приступили к расчистке будущей территории Николаевского яхт-клуба. Береговая линия у подножия Спасских холмов была городской свалкой. Здесь, кроме бытового мусора, камней и бурьяна, валялись несколько десятков пушек времен Крымской войны. 12 десятин отведенной земли были расчищены за 15 дней. Результат работ: построен деревянный забор, сарай, причал и поднята мачта. На южном склоне холма высажены 80 саженцев клена, ясеня, акации и липы. Смета всех работ по благоустройству территории составила 450 рублей. Из восточной части бульвара – территории, непосредственно прилегающей к яхт-клубу, личным распоряжением военного губернатора вице-адмирала А.А.Пещурова были удалены «в сторону лесковских дач» 2 трактира, 6 обжорных и питейных заведений. Николаевский яхт-клуб получил и свой флаг, который представлял из себя белое полоттнище с синим прямым кресирм, российским триколором в каньоне и гербом Нииколаева внизу. Первым секретарем яхт-клуба был назначен адъютант военного губернатора капитан I ранга Евгений Николаевич Голиков. В последствии он был назначен командиром броненосца «Князь Потемкин Тавричекий» и был убит восставшими матросами 14 июня 1905 года.
7 мая 1888 года состоялся праздничный молебен по случаю открытия яхт-клуба с водосвятием и торжественным подъемом флага. Праздник закончился парусной гонкой.

400px-Николаевъ._Яхтъ-Клубъ 22 августа 1888 года Морское министерство утвердило устав Николаевского яхт-клуба. В первом параграфе устава записано: «Яхт-клуб города Николаева имеет предметом распространения охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, а равно улучшение их постройки. С этой целью клуб учреждает гонки судов, устраивает беседы по предметам, относящимся до морского дела, выписывает из-за границы суда и модели и содержит мастерские для постройки их».
В конце августа 1888 года на территории клуба были построены летняя беседка, квартира боцмана с комнатой для собраний и столярная мастерская по ремонту старых и строительству новых судов.
14 сентября 1888 года командором яхт-клуба избирается Почетный гражданин города Николаева, член учетно-ссудного комитета по сельскохозяйственным кредитам Петр Петрович Юрицын.
2 апреля 1890 года в члены клуба был единогласно принят активный сторонник яхтенного спорта действительный статский советник, доктор медицины Эдуард Эмильевич Кибер, являющейся председателем Николаевского отделения Императорского российского общества садоводства. По его инициативе 16 апреля 1900 года в Николаевском яхт-клубе состоялся «Праздник древонасаждения». Эдуард Кибер на собственные средства приобрел в Чабанском питомнике 2000 саженцев, которые были посажены яхтсменами на Бугском склоне. Некоторые из этих деревьев до сих пор растут по обеим сторонам трамвайной линии на Спасском спуске.
В марте 1903 года 143 члена Николаевского яхт-клуба на общем собрании решили построить новое здание в Спасске. 17 мая 1904 года строительство здания яхт-клуба по проекту яхтсмена и архитектора Леопольда Леопольдовича Родэ закончилось. В торжественной обстановке было открыто прекрасное здание. Текст праздничного бюллетеня гласил: «Все суда расцвечены флагами. Рощу яхт-клуба, аллеи и площадки для игр заполнили приглашенные. У входа в главную аллею построились команды Николаевского, Черноморского и Екатерининского яхт-клубов. На террасе отслужили молебен, пел соборный хор. Играл оркестр 58-го Прагского полка. Командор Черноморского яхт-клуба, он же старейшина Английского клуба в Одессе Антара произнес речь: «Черноморский яхт-клуб низко кланяется Николаевскому… Не могу скрыть чувство невольной зависти, так как в Одессе нельзя и мечтать о таком просторе и удобствах, какими пользуется Николаевский яхт-клуб».
Апрель 1904 года. На территории яхт-клуба открывается первая в Николаеве школа плавания. Тренерами становятся отставной морской офицер П.Андросов, в женской группе – Е. Задорожная.
12 августа 1907 года яхт-клуб празднует свое 20-летие. Юбилейные гуляния закончились танцами и фейерверком. Традиционно играл оркестр 58-го Прагского полка под руководством капельмейстера Ивана Карловича Гарника. Музыканты исполнили несколько его авторских пьес, одна из которых так и называлась «Состязания в яхт-клубе». К этому времени под яхт-клубовским флагом насчитывается уже более 300 спортсменов.
Сентябрь 1914 года. В связи с началом I мировой войны из членов Николаевского яхт-клуба были исключены 19 человек – подданных кайзера Вильгельма.
8 апреля 1916 года. В яхт-клубе был организован Союз спортивных обществ города. В военное время праздный отдых в клубе уступил место серьезным занятиям прикладными видами спорта. Патриотически настроенная молодежь готовилась защищать свою Родину на фронтах мировой войны.
21 сентября 1916 года корреспондент газеты «Николаевская жизнь» дает весьма живописную картинку повседневной жизни Николаевского яхт-клуба: «Яхт-клуб – одно из самых замечательных мест в Спасске. Разросшийся парк тенистых деревьев позволяет сохранять живительную прохладу в самые жаркие месяцы южного лета. Шикарные райские кущи вдоль берега продолжают стоящие по соседству дачи Леонтовича и Рено. Рядом с ними располагаются площадки для любителей играть в русские городки…». Журналист заходит в здание яхт-клуба и продолжает: «… в просторной кают-компании стоит Беккеровский рояль и шкаф из красного дерева, здесь хранятся спортивные награды и кубки. На первом этаже есть кладовая и просторное помещение библиотеки. Вблизи здания устроен ледник для нужд буфета и столовой. Ежедневно соблюдается морской ритуал: в 8 часов утра поднимается флаг и стреляет старая пушка. Флотилия нашего яхт-клуба разрослась и сегодня насчитывает 109 различных судов».
В1938 николаевские парусники на крейсерской яхте «Арктика» году прошли 2500 миль.
В те довоенные годы яхт-клуб был местом отдыха горожан, были моменты, когда за вход взимали плату, по 20 копеек. В выходные дни в яхт-клубе устраивались гуляния; в киосках продавали пиво, ситро, мороженое, пирожные, как правило, играл духовой оркестр. Отдыхающие были одеты во все белое, прохаживались вдоль побережья. В дни, когда работал ветер, яхты вооружали и все желающие могли прокатиться. Рулевым вменялось в обязанности катать отдыхающих по первой просьбе. Яхты стояли на акватории на траверзе здания яхт-клуба. Каждая яхта имела свой мертвый якорь и буй. Буи были металлическими с деревянным легким и прочным штоком длиной около метра, удобным для захвата рукой. При стоянке буй хранился в форпике или прямо на палубе у мачты. В светлое время суток яхты, стоящие на рейде, постоянно обслуживались вахтенной шлюпкой с дежурным матросом, который по первому сигналу обслуживал яхту. Таких шлюпок было две - вторая без вахтенного матроса. Всю организацию работы по обслуживанию яхт и обеспечение стоянки осуществлял боцман клуба. Для посадки пассажиров яхты подходили к Т-обраэному деревянному пирсу, обеспечивающему подход при любом направлении ветра. Пирс представлял собой деревянную площадку на сваях, на которой с трех сторон были устроены сходни.
745 В 1930-е годы на рейде стояло более десятка яхт. В центре прямо напротив пира стояла яхта «Октябрь», это гоночная яхта с вооружением бермудский шлюп, она считалась одной из лучших яхт клуба. Рулевым На «Октябре» был Николай Ларин, энергичный и волевой молодой человек. Рядом в первом ряду стояла яхта с гафельным вооружением и бушпритом «Гражданин». Эту яхту можно было узнать издалека, из-за горизонтальных прутьев поверх иллюминаторов. Кокпит яхты был настолько велик, что помимо экипажа туда помещался духовой оркестр в составе 10-ти человек. Далее в центре за яхтой «Октябрь» стояла аналогичная яхта «Нева», обе они построены в Англии. «Нева» принадлежала Николаевскому кораблестроительному институту (НКИ), а рулевым на ней был Петр Кириллович Козубов. Его сын, Павел Петрович, в то время юнга, в настоящее время рулевой яхты "Азария». Далее располагалась частная яхта «Ланаи», принадлежащая рулевому Кононникову. Левее от центра стояли частные яхты «Кармен» Георгия Тихоновича Червонооченко и «Игрушка» Стоянова. В этой же группе стояла яхта-компромис НКИ «Моквичка», рулевой Александр Колеников и другие яхты. Но гордостью яхт-клуба была крейсерская яхта «Арктика». Эта двухмачтовая шхуна с деревянным корпусом была разработана и построена в НКИ. По советским меркам того времени яхта имела роскошный интерьер, по пайолам были расстелены персидские ковровые дорожки красного цвета, а в кают-компании стояло фортепьяно. Экипаж "Арктики" состоял из 12 человек. В 1938 году под командованием капитана яхты Даниила Тихоновича Червонооченко николаевские яхтсмены прошли 2500 миль. В 1940 году яхта совершила поход в порт Батуми.
Яхт-клуб в те годы постоянно расстраивался. Справа от пирса была устроена стоянка швертботов и вельботов. Левее от здания яхт-клуба, ближе к берегу на буйках стояли шлюпки, как яхт-клубовкие, так и частные. Многие из них были построены шлюпочным мастером Павлом Цыбиным. В 1940 году была построена лестница с воротами, через которые был открыт вход с улицы Спасский спуск.
20140625_171624 В настоящее время в яхт-клубе сохранены лучшие яхтенные традиции. Проводятся регаты, одна из которых «Экологическая регата» собирает самое большое число яхт на Черном море. Ежегодно весной в помещении кают-компании проходит яхтенная ярмарка.