Яхт-клуб Пять якорей

+7 978 117 8813
vkontakte facebook twitter

«Лейтенант Шмидт» («Мояна»)

«Лейтенант Шмидт» («Мояна»)

Яхта «Лейтенант Шмидт» («Мояна»)
Одесса

Оба имени хорошо известны многим любителям истории яхтинга. До Октябрьской революции яхта носила имя «Мояна» (Mayna-англ.) была построена в 1910 году в Англии по проекту Альфреда Милна. Парусное вооружение — тендер. Яхта находилась в составе Черноморского яхт-клуба и принадлежала семье Фальц-Фейн, одесским владельцам консервных заводов и поместья на территории нынешнего заповедника Аскания-Нова. Капитаном был Н.Я. Анашкин. «Мояна» двадцать раз участвовала во всемирных гонках, восемь раз занимала первое место и дважды второе. Яхта была лучшим гонщиком на Черном море.

 

После Октябрьской революции яхта была переименована в «Лейтенант Шмидт», в честь русского офицера Павла Петровича Шмидта.
При новой власти яхта была национализирована и стала принадлежать Пролетарскому яхт-клубу. Начиная с 1923 года на яхте в составе экипажа был тогда учащийся Стройпрофшколы № 1, а в последствии основатель советской космонавтики, Сергей Павлович Королев.
В период Великой Отечественной войны, фашистские оккупанты перегнали яхту в Румынию.

Экипаж 1958

После окончания войны «Лейтенант Шмидт» был возвращен в Одессу. Капитаном яхты стал Киселев Михаил Иванович, старшим помошником Кондрашихин В.И., помощником капитана Чесноков Б.А.
В 1974 году яхту капитально модернизировали. Сгнившие детали набора были заменены, практически вся обшивка корпуса была изготовлена заново. Установлены две новые мачты грот и бизань из магниевоаллюминиевого сплава. Яхта стала иметь новое парусное вооружение — бермудский кеч. Были пошиты новые паруса — грот, стаксель, бизань, спинакер. Основной цвет парусов — оранжевой. Установлен свинцовый фальшкиль массой 7 тонн. Поставили новый дизельный двигатель. В комплектацию входили два адмиралтейских якоря.

Гафельн 1957

Основные технические характеристики:
Длина — 23,17 м
Ширина — 3,93 м
Осадка — 3,10 м
Водоизмещение — 50 тн
Парусность — 360 м.кв.
Яхта «Лейтенант Шмидт» стояла в Черноморском яхт-клубе и являлась учебным судном Одесского Высшего инженерного мореходного училища имени Ленинского Комсомола. Долгие годы капитаном яхты был Артем Гаврилович Пономаренко. На яхте был постоянный состав профессиональных моряков и курсанты, проходящие практику.

Гафельн на параде 1957

В 1957 году яхта возглавила парад посвященный открытию Фестиваля молодежи и студентов в Москве. Парад яхт проходил в Одессе.
Яхта совершала крейсерские плавания в северо-западной части Черного моря. По приглашению музея Петра Петровича Шмидта в Севастополе яхта совершила поход маршруту: Одесса — остров Березань — Очаков — Скадовск — Черноморское — Евпатория — Севастополь — Одесса. Если в Одессе кому-либо посчастливилось побывать на этой исторической яхте, то они с гордостью рассказывали об этом. Яхта участвовала в съемках фильма «Капитан «Пилигрима».
10 октября 1987 года в жизни Одессы произошло знаменательное событие в родной порт приписки впервые пришел учебный парусник «Дружба», который вошел во флотилию учебных судов Одесского высшего мореходного училища. Для встречи в море вышло несколько яхт Черноморского яхт-клуба, в том числе и яхта принадлежащая высшей мореходки. На ее борту кроме экипажа были почетные гости и сотрудники ОВИМУ. Встреча прошла в приподнятом настроении.
А на следующий день 11 октября 1987 года случилось непоправимое. Одесса, Черноморский яхт-клуб. Воскресенье, середина октября, как часто бывает, выдался прекрасный теплый день. На водной базе Одесского Высшего инженерного мореходного училища имени Ленинского Комсомола (ОВИМУ) полно курсантов. Тут же принято решение выйти в море на «Лейтенанте Шмидте». Собралась компания, курсанты двух мореходок, в основном первокурсники, одна девушка и увязались два школьника. На борту яхты оказались только старпом Владимир Андреевич Дондик и внук капитана яхты, тогда еще курсант ОВИМУ, у постоянного состава экипажа был выходной. Опытного моряка, по квалификации яхтенного капитана долго уговаривать не пришлось. Звонок капитану Артему Пономаренко, и разрешение на выход получено. Начальник водной станции ОВИМУ В.А. Свиридов тоже дал добро. Около 15 часов яхта «Лейтенант Шмидт» под двигателем вышла из гавани яхт-клуба. Всего вышло в море 13 человек под командой исполняющего обязанности капитана Владимира Дондика. Погода была хорошая, все шло отлично. Пошли вдоль побережья в сторону Фонтана. Почти сразу заглушили двигатель и подняли паруса. Не доходя мыса Большой Фонтан ветер стих и яхта остановилась. Решили возвращаться в яхт-клуб. Попытки запустить двигатель не увенчались успехом. Владимир Дондик по радио связался с капитаном Пономаренко, тот порекомендовал стать на якорь и ожидать ветра. Начало вечереть, разношерстная команда стремилась скорее добраться до берега. На воду спустили тузик, с его помощью решили буксировать яхту к причалу на 16 станции Б. Фонтана. По радио на водную станцию Владимир Дондик передал о намерениях швартоваться к пассажирскому причалу для катеров. Но небольшой тузик с двумя гребцами не смог буксировать пятидесятитонную яхту. Течением яхту сносило к мысу Большой Фонтан. Около 20 часов появился ветер. Тузик подняли на борт, поставили паруса. Солнце зашло, небо затянуло тучами и стало совсем темно. Яхта пошла в направлении яхт-клуба, а ветер тем временем все крепчал. В осеннее время отход давали до 18 часов, «Лейтенанта Шмидта» в яхт-клубе не было. Последние переговоры с Владимиром Дондиком успокаивали вахтенного, что яхта ошвартована у причала 16-й станции Б. Фонтана. Но яхта уже в штормовом море шла к яхт-клубу. При подходе ветер достигал уже семи баллов. Собственно, трагедии никакой не было, большая достаточно мореходная яхта могла спокойно выдержать и больший шторм. Но команда явно стремилась домой. Капитан тоже нервничал, с неопытным экипажем, тем более на борту дети, штормовать было рискованно. Ветер был с востока, самый неприятный для входа в гавань Черноморского яхт-клуба. Волна ударяется о брекватер отражается, сталкивается с очередной — в результате получается толчия, но и это не страшно для яхты водоизмещением 50 тонн. При слаженном экипаже можно было зайти в гавань яхт-клуба даже под рангоутом или опустить парус на самом входе. Инерции и попутный ветер давали бы движение и яхта была бы управляемая. При заходе в бухту отдать с кормы якорь и растравливать его по мере продвижения. Возможно такие планы и были у капитана на борту. Но экипаж был не обученный. Яхта шла под одним гротом. При заходе она увалилась и при курсе фордевинд начала набирать ход. В такой ситуации огромной площади грот опускать нельзя, да и невозможно. Перед самым входом Владимир Дондик оценил скорость слишком высокой, сделал перекладку руля на правый борт. Яхта привелась к ветру и капитан выполнил поворот овершатаг. Произвели полную циркуляцию и уменьшили парусность, но продолжали нести грот. Яхта снова пошла к входу в гавань. Но и на этот раз скорость была велика, при фордевинде яхту разгоняло все больше. Вторично маневр повторился — яхта была приведена к ветру, затем поворот оверштаг и тут нужно было грот заменить на стаксель самой малой площади. Возможно так и хотел капитан, но для этого нужно было отойти дальше от берега привестись в ливентик и тогда опускать грот. Все же пошло совсем не так — яхта не успела отойти на безопасное расстояние, при курсе бакштаг, начали опускать грот. В результате передняя шкаторина заклинила в ликпазе, и не туда, не сюда. Парус наполовину спущенный прижало к мачте и вантам и с ним уже невозможно было ничего сделать. Капитан в то время пытался направить яхту дальше в море, но ход был потерян и судно не слушалось. Отдали якорь, но он вообще не держал. Капитан по радио подал сигнал о бедствии, который приняли в порту. Огромное полотнище грота хлестало по мачте, яхту дрейфовало в направлении берега. Возможно было поставить стаксель, но капитан понимал, что неопытный экипаж с этим быстро не справиться и команды такой не последовало. Из порта вышли три буксира «Стивидор», «Леопард» и «Водолаз -1», однако подойти к терпящей бедствие яхте было уже невозможно, не позволяли глубины и был сильный навальный ветер. Тем временем яхту несло на подводный волнорез пляжа Отрада. Спустили шлюпку, но ее тут же перевернуло волной. Вот уже первый удар о подводный волнорез.

План Яхту сильно сотрясло, затем положило лагом на волнорез, она накренилась и при каждом ударе за борт летело все что не было закреплено, в том числе и люди. Видимо пробило корпус и яхта начала тонуть. Примерно в 21 положение было уже катастрофичным. Никаких команд уже не поступало, каждый спасался как мог. Один спасательный плот унесло. Второй оказался не герметичным из него травило воздух и он начал тонуть прямо с людьми. Но те кто там был все-таки смогли продержаться некоторое время. Люди вплавь добирались до берега, благо вода еще не была такой холодной. На пляже потерпевших бедствие приняли вахтенные со спасательной станции. Не досчитались двух человек, одного из мальчиков и капитана. Говорят капитан прыгнул в воду сам, в попытке отыскать мальчика. Вскоре приехала скорая медицинская помощь и забрали всех кому нужна была помощь. А легендарная яхта «Лейтенант Шмидт» продолжала погибать под сокрушительными ударами волн. Нутро подошел стотонный плавкран, но было уже поздно, весь пляж был усыпан деревянными обломками. Подняли только почти разрушенный остов и фальшкиль. На урезе воды было обнаружено тело Владимира Дондика.
Вот так печально закончилась история красивейшей в Одессе яхты.
Жаль что основная часть повествования представлена здесь описанием трагического конца яхты «Лейтенант Шмидт» («Мояны»). Но ведь наверняка есть и славные истории об этой замечательной яхте, имеющей по тем годам очень неплохие скоростные данные.
Дорогие читатели, если у кого то сохранились в памяти такие истории прошу сообщить их на мой адрес, мы пополним историю этой замечательной яхты.

Фото из архива семьи Пономаренко. Огромная благодарность Анатолию Артемовичу Пономаренко, сыну капитана, который ходил в составе экипажа на яхте «Лейтенант Шмидт» и предоставил эти фотографии.