Яхт-клуб Пять якорей

+7 978 117 8813
vkontakte facebook twitter

Екатерининский яхт-клуб

Екатерининский яхт-клуб

Екатерининский Яхт-Клуб
Одесса

С 1897 по 1917 годы располагался в практической гавани Одесского порта на оконечности Платоновского мола.
В настоящее время Екатерининского яхт-клуба не существует.

В 1897 году в Одессе по инициативе местной интеллигенции появился еще один яхт-клуб – Екатерининский. До этого здесь один из первых на Черном море был Черноморский Яхт-Клуб. Клуб для элиты, куда попасть было нелегко даже для состоятельных граждан. Екатерининский Яхт-Клуб был более демократичный, ему принадлежали даже общественные яхты, на которых в море мог выходить любой из членов клуба. Согласно Устава Екатерининского Яхт-Клуба, его членами могли стать «лица обоего пола, христианского вероисповедания из всех сословий», в то время как в состав Черноморского Яхт-Клуба входила только знать и не допускались женщины.
13 мая 1897 года по приказу Морского ведомства были утверждены флаги Яхт-клуба. 29 мая 1897 года управляющим Морского Министерства вице-адмиралом П. Тыртовым был утвержден Устав Екатерининского Яхт-Клуба. Командором клуба был избран Мистислав Петрович Ермаков.
Среди одесситов Екатерининский яхт-клуб, названный в честь крестной матери Одессы Великой Императрицы, быстро стал популярным.

579920_483052431707756_1145073431_n
Екатерининский Яхт – Клуб располагался в Практической гавани на оконечности Потаповского мола. В центре причала был установлен памятник царице Российской Империи.

Памятник Екатерине
Как Черноморский, так и Екатерининский яхт-клубы были под покровительством Императорской семьи. Почетные члены яхт-клубов были в первой строке уставов – это Государь Император Николай II, далее Великие князья Романовы Александр Михайлович, Алексей Александрович, Кирилл Владимирович, Великая княгиня Ксения Александровна, князь Романовский, Евгений Максимилианович герцог Лейхтенбергский. В Одесский порт неоднократно заходили императорские яхты «Алмаз» и «Штандарт».
Вот так существовали в Одессе два яхт-клуба, не все было гладко как между этими организациями, так и между ее членами. Но яхты строились, ходили в море, яхтсмены общались, традиции рождались и бережно сохранялись.


Для участия в гонках яхты были разделены на три группы (из Программы гонок 1909 года):
1-я группа - «Бурун», «Нега», «Садко», «Чайка», «Каприз», «Медуза», «Гайдамак», «Лотос».
2-я группа - «Леда», «Трын-Трава», «Сагитта», «Рудор», «Иоланта», «Стела».
3-я группа - «Лорелей», «Вертер», «Морж», «Арго», «Галя», «Заря», «Звездочка», «Забияка».
Гонки проходили практически каждый выходной. Основные из них были в честь особ Его Императорского Величество. Например в начале мая проходила «Гонка в память основателя отечественного флота ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО». В мае и июне проводились «Соединительные гонки Черномарских яхт-клубов». В августе проводилась гонка учрежденная почетным членом Екатерининского Яхт-Клубом С.И.Рудницким, в сентябре «Гонка на денежные призы из субсидии от Министерства Торговли и Промышленности». Проводились ночные гонки. Много гонок проводилось среди гребных судов. Членами яхт-клуба совершались так называемые «Эскадренные плавания». Победителей гонок помимо денежных призов награждали почетными жетонами. Яхты Екатериненского Яхт-Клуба участвовали в гонках других клубов, Черноморского, Николаевского, Севастопольского.
В Екатерининском Яхт-Клубе была организована голубиная почта, на службе связи состояло 128 голубей.
Но настало время, по стране прокатилась Октябрьская революция, разбросала и разметала все вокруг, были разорены рундуки, яхты разграблены, сожжены, традиции рухнули. Екатерининский Яхт-Клуб перестал существовать.
В конце 20-го столетия, после резкого повышения цен на стоянку в Черноморском и других одесских яхт-клубах, группа энтузиастов решила возобновить Екатеринский яхт-клуб, но не было защищенной гавани, не было средств для строительства причалов, поэтому из этого ничего не вышло.
Екатерининский Яхт-Клуб остался только в истории.

Отрывок из книги Олега Пономарёва «Одесские яхт-клубы»