Яхт-клуб Пять якорей

+7 978 117 8813
vkontakte facebook twitter

Черноморский яхт-клубю Часть II

Черноморский яхт-клубю Часть II

Часть II

КОМСОМОЛЬЦЫ - ДОБРОВОЛЬЦЫ

"И снег и ветер,
И звезд ночной полет
Тебя мое сердце
тревожная даль зовет..."
Александра Пахмутова и Николай Добронравов

После Октябрьской революции было не до яхт, Императорский Черноморский и Екатерининский яхт-клубы перестали существовать. Основной яхтенный флот был либо разрушен, либо был угнан за приделы Страны Советов, либо просто-напросто сгнил. В период отступления белогвардейских войск и бегства многих знатных особ из Одессы члены экипажей нескольких яхт вывели свои суда подальше в море. Благодаря этому некоторые яхты все-таки остались в Одессе. Территория, прилегающая к практической гавани, расчищалась для создания базы Красного флота. Все что осталось после яхт-клубов вывезли за приделы Практической гавани и просто свалили с внешней стороны Андросовского мола. Тут в уголке Заводской гавани на диком берегу и начали собираться энтузиасты парусного дела, и в 1919 году образовался «Пролетарский яхт-клуб». Строить новые яхты или покупать их за границей было дорого. К тому же такой «буржуазный» вид спорта, как парусный, был у комиссаров не в почете. Хотя кое-что уцелело, и под руководством Г.М. Вальдереса приводилось в порядок. Например, сохранили яхту «Мояна», она уже стала принадлежать «Пролетарскому яхт-клубу», и называться в честь героя революционера 1905 года Петра Петровича «Лейтенант Шмидт», «Меймон» переименовали «Коммунаром». Такая же судьба сталось с еще одной одесской яхтой, «Ванити», ее переименовали в «Комсомолия». 20 августа 1931 года эта яхта под командой капитана Георгия Эдуардовича Вицмана вышла из Одессы на Стамбул. В составе экипажа были Л.Л. Сахновский, Я.И. Каминский, Г.Е.Муратов, М. Богдевич, М. Сурман, всего 23 человека. Совершив двухнедельный поход. «Комсомолия» с рассветом 6 сентября успешно вернулась в Одессу. "Комсомолия", "Краснофлотец", "Осоавиахимовец".

После Гражданской войны обстановка в городе постепенно нормализуется. Владельцы судов, у которых есть опыт рулевых, мобилизуются как инструкторы для обучения краснофлотцев. Бесхозные и не отремонтированные суда национализируются. В 1921 году яхт-клуб переходит в ведение губернского Всеобуча. Строился новый, неведомый доселе мир. Мажорно приподнятый дух Всеобуча с ее лозунгами: "Да здравствует свобода!", "Перед нами весь мир!", "Учись, трудись, борись!", "Математика - гвоздь всего!" рождал новый мир. После тяжелых лет гражданской войны энтузиасты устроили в порту военно-морской пункт допризывной подготовки - организацию добровольную, полувоенную. На некоторые крупные яхты ставили пулеметы и они патрулировали подходы к Одессе. В основном это была борьба с контрабандистами. Каждая эпоха отмечена своими героями, ну а Одесса была всегда богата на личности. Такой личностью становился в те двадцатые годы прошлого века Сергей Королев, поступивший в новую Стройпрофшколу № 1. Весной мальчишек этой школы захватывало повальное увлечение – яхты. Так вот Сережка Королев со своими товарищами после занятий в школе спешили в Арбузную гавань (Практическая гавань) на яхты. Сергей попал на «Лейтенант Шмидт», его товарищи Жора Калашников – на «Ирэну», Володя Бауэр – на «Метеор». До революции "Мояна" принадлежала Фальц-Фейну, владельцу консервных заводов и огромного поместья, на территории которого расположен теперь заповедник Аскания-Нова. Это была первоклассная яхта, построенная англичанами в 1910 году по проекту знаменитого Мильнса — лучшего конструктора яхт. Участвуя во всемирных гонках, восемь раз была первой и дважды - второй. На этой яхте Сергей Королев не раз ходил в море, а при хорошем ветре "Маяна" доходила до Николаева, Херсона, до крымских берегов быстрее, чем какое-либо другое судно. Будучи уже генеральным конструктом космических кораблей Королев часто вспоминал «Маяну». Удивительно, но эта яхта пережила своего тогда такого молоденького матроса и плавала еще много лет после его смерти.
В 1936 году была создана Всесоюзная секция парусного спорта, и Одесский яхт-клуб стал одной из спортивных баз этой Секции. В этом же году Секцией были выпущены Единые правила соревнований. Именно Секция стала началом Федерации парусного спорта СССР, которая получило официальное название только с 1959 года.
И снова война, теперь уже Великая Отечественная, которая на некоторое время приостановила яхтенный спорт, приостановила и унесла миллионы жизней, в том числе жизней романтиков парусного дела. Снова изящные корпуса яхт горели, взрывались, тонули, перегонялись из страны в страну. Создавалось новое оружие, но не строились парусники.