Яхт-клуб Пять якорей

+7 978 117 8813
vkontakte facebook twitter
Новости
Chicago Boat Sail Show
21 дек. 2019
Chicago Boat Sail Show
Яхта легенда
20 дек. 2019
ARC 2019 завершено
19 дек. 2019
ARC 2019 завершено

Черноморский яхт-клубю Часть II

Черноморский яхт-клубю Часть II

Часть II

КОМСОМОЛЬЦЫ - ДОБРОВОЛЬЦЫ

"И снег и ветер,
И звезд ночной полет
Тебя мое сердце
тревожная даль зовет..."
Александра Пахмутова и Николай Добронравов

После Октябрьской революции было не до яхт, Императорский Черноморский и Екатерининский яхт-клубы перестали существовать. Основной яхтенный флот был либо разрушен, либо был угнан за приделы Страны Советов, либо просто-напросто сгнил. В период отступления белогвардейских войск и бегства многих знатных особ из Одессы члены экипажей нескольких яхт вывели свои суда подальше в море. Благодаря этому некоторые яхты все-таки остались в Одессе. Территория, прилегающая к практической гавани, расчищалась для создания базы Красного флота. Все что осталось после яхт-клубов вывезли за приделы Практической гавани и просто свалили с внешней стороны Андросовского мола. Тут в уголке Заводской гавани на диком берегу и начали собираться энтузиасты парусного дела, и в 1919 году образовался «Пролетарский яхт-клуб». Строить новые яхты или покупать их за границей было дорого. К тому же такой «буржуазный» вид спорта, как парусный, был у комиссаров не в почете. Хотя кое-что уцелело, и под руководством Г.М. Вальдереса приводилось в порядок. Например, сохранили яхту «Мояна», она уже стала принадлежать «Пролетарскому яхт-клубу», и называться в честь героя революционера 1905 года Петра Петровича «Лейтенант Шмидт», «Меймон» переименовали «Коммунаром». Такая же судьба сталось с еще одной одесской яхтой, «Ванити», ее переименовали в «Комсомолия». 20 августа 1931 года эта яхта под командой капитана Георгия Эдуардовича Вицмана вышла из Одессы на Стамбул. В составе экипажа были Л.Л. Сахновский, Я.И. Каминский, Г.Е.Муратов, М. Богдевич, М. Сурман, всего 23 человека. Совершив двухнедельный поход. «Комсомолия» с рассветом 6 сентября успешно вернулась в Одессу. "Комсомолия", "Краснофлотец", "Осоавиахимовец".

После Гражданской войны обстановка в городе постепенно нормализуется. Владельцы судов, у которых есть опыт рулевых, мобилизуются как инструкторы для обучения краснофлотцев. Бесхозные и не отремонтированные суда национализируются. В 1921 году яхт-клуб переходит в ведение губернского Всеобуча. Строился новый, неведомый доселе мир. Мажорно приподнятый дух Всеобуча с ее лозунгами: "Да здравствует свобода!", "Перед нами весь мир!", "Учись, трудись, борись!", "Математика - гвоздь всего!" рождал новый мир. После тяжелых лет гражданской войны энтузиасты устроили в порту военно-морской пункт допризывной подготовки - организацию добровольную, полувоенную. На некоторые крупные яхты ставили пулеметы и они патрулировали подходы к Одессе. В основном это была борьба с контрабандистами. Каждая эпоха отмечена своими героями, ну а Одесса была всегда богата на личности. Такой личностью становился в те двадцатые годы прошлого века Сергей Королев, поступивший в новую Стройпрофшколу № 1. Весной мальчишек этой школы захватывало повальное увлечение – яхты. Так вот Сережка Королев со своими товарищами после занятий в школе спешили в Арбузную гавань (Практическая гавань) на яхты. Сергей попал на «Лейтенант Шмидт», его товарищи Жора Калашников – на «Ирэну», Володя Бауэр – на «Метеор». До революции "Мояна" принадлежала Фальц-Фейну, владельцу консервных заводов и огромного поместья, на территории которого расположен теперь заповедник Аскания-Нова. Это была первоклассная яхта, построенная англичанами в 1910 году по проекту знаменитого Мильнса — лучшего конструктора яхт. Участвуя во всемирных гонках, восемь раз была первой и дважды - второй. На этой яхте Сергей Королев не раз ходил в море, а при хорошем ветре "Маяна" доходила до Николаева, Херсона, до крымских берегов быстрее, чем какое-либо другое судно. Будучи уже генеральным конструктом космических кораблей Королев часто вспоминал «Маяну». Удивительно, но эта яхта пережила своего тогда такого молоденького матроса и плавала еще много лет после его смерти.
В 1936 году была создана Всесоюзная секция парусного спорта, и Одесский яхт-клуб стал одной из спортивных баз этой Секции. В этом же году Секцией были выпущены Единые правила соревнований. Именно Секция стала началом Федерации парусного спорта СССР, которая получило официальное название только с 1959 года.
И снова война, теперь уже Великая Отечественная, которая на некоторое время приостановила яхтенный спорт, приостановила и унесла миллионы жизней, в том числе жизней романтиков парусного дела. Снова изящные корпуса яхт горели, взрывались, тонули, перегонялись из страны в страну. Создавалось новое оружие, но не строились парусники.