Яхт-клуб Пять якорей

+7 978 117 8813
vkontakte facebook twitter
Царская Пристань

Черноморский яхтклуб Часть I

Черноморский яхтклуб Часть I

Черноморский яхт-клуб (Часть I)
Одесса

Вступление.

Черноморский яхт-клуб основан в 1875 году, располагался на акватории Практической гавани Одесского порта. Это был первый яхт-клуб на Черном море.
После 1917 года распался и через некоторое время на его базе возник «Пролетарский яхт-клуб».
В советское время название «Черноморский яхт-клуб» вернулось. Яхт-клуб сменил несколько мест дислокации, в настоящее время находится в искусственной бухте в Отраде.
Версия сайта «Яхт-клуб 5 якорей» состоит из трех частей, каждая из которых является отображение яхтенной истории Одессы трех государств Российской Империи, СССР и Украины.

                                                                   Часть I
                                                         ЭПОХА РОМАНТИЗМА

И ветер обрывает голоса …
Однажды нужно так
прожить на свете –
вода и небо, а меж ними ветер.
И над тобою только паруса

Юрий Михайлик.

Основан в 1875 году, располагался на акватории Практической гавани Одесского порта.

После 1917 года распался и через некоторое время на его базе возник «Пролетарский яхт-клуб».
В советское время название «Черноморский яхт-клуб» вернулось. Яхт-клуб сменил несколько мест дислокации, в настоящее время находится в искусственной бухте в Отраде.

Любая история начинается с какого то события. Так случилось и в Одессе, чуть более ста с небольшим лет назад на акватории Практической гавани появился небольшой парусный бот. Этот не коммерческий парусник, а просто ботик для развлечения, был доставлен из Англии по заказу одесского градоначальника, тайного советника Николая Ивановича Бухарина. Ботик был назван «Мечтой», его мореходные качества оказались превосходными. Вскоре появилась копия ботика, построенная уже в Одессе, в шлюпочной мастерской РОПиТа, но его отправили в Севастополь. Директор РОПиТа контр-адмирал Николай Матвеевич Чихачев, приказал сделать еще один дубликат, для себя, но усовершенствованной конструкции. Второй бот был назван «Отдых». По окончании строительства, 19 июня 1874 года решили провести первую гонку. К гонке присоединились десяти-весельный катер РОПиТа и катер, принадлежащий капитану Практической гавани. Курс гонки был намечен на Дофиновку и обратно. По ходу гонки десяти-весельный катер, периодически черпающий подветренным бортом воду, в конце концов, погрузился в море по самые борта. Плавучесть катера, однако, сохранялась, и пятеро матросов, пассажир и морской офицер могли держаться за борта. Остальные участники гонки сошли с дистанции и поспешили на помощь терпящим бедствие. Гонка была сорвана, но люди спасены! И, несмотря на то что события не получилось, участников это не смутило, а может напротив подтолкнуло к действиям по организации яхт-клуба. Так это было или нет, но только через год в Петербург были направлены официальные прошения по утверждению документов об учреждении первого на Черном море яхт-клуба.img007-UCHREDITELI-RGO

30 июня 1875 года, еще официально не учрежденному Черноморскому яхт-клубу, приказом Морского ведомства были утверждены флаги. 12 сентября 1875 года был издан первый Устав. 6 октября 1875 года, когда тридцать учредителей собрались, то постановили об официальном «открытии действий Яхт – Клуба», в тот же день одесский градоначальник утвердил это решение.
9-го и затем 12-го ноября 1875 года на двух собраниях были избраны почетные члены яхт-клуба и его руководящие органы:
Почетные члены: управляющий морским министерством С.С. Лесовский
главный командир Черноморского флота и Порта Н.А. Аркас
Командор – Свиты Его Величества контр-адмирал Н.М. Чихачев
Вице-командор – М.Н. Бухарин
Члены технического отделения: А.С. Бирюков, Н.Л. Добровольский, Ф.И. Мигель,
Г.С. Суппичич.
Члены хозяйственного отделения: И.И. Барановский, Н.И. Бухарин, М.М. Кожевников,
Г.Г. Маразли
Секретарь – Н.А. Бушен
Казначей – М.М. Кожевников
Начальник гавани – Н.Л. Добровольский

Суда господ членов Черноморского яхт-клуба 1875 год: Тендер «Мечта» Н.И. Бухарина, построен в Англии, Тендер «Отдых» Н.М. Чихачева, построен в мастерской РОПиТа, в Одессе, Тендер «Радость» М.Н. Бухарина, построен в Англии, Шхуна «Вареник» Г.С. Суппичича, построена в Англии.

Яхты ЧЯК

 

Суда господ членов Черноморского яхт-клуба на фото:

1 - Яхта "Ксения"
2 - Яхта "Нирвана"
3 - Яхта "Скиталец"
4 - Яхта "Тамара 2"
5 - Яхта "Нелли"

 

 

 

307319_142949259199031_1449608885_n

После учредительного собрания членами Яхт - Клуба было принято 23 лица. В тот семьдесят пятый год, поздней осенью была проведена и первая официальная парусная гонка, на которую выделили призов на 200 рублей. Так без особых торжеств закончился первый сезон.
За зиму было заказано еще несколько яхт и к следующему сезону 1876 года было уже 9 парусных судов. Зимнее помещение яхт-клуба находилось по адресу: ул. Дерибасовская - 5, кв.2, и все собрания проходили там.
1 апреля 1876 года поднятием флагов на яхтах была открыта вторая навигация. Мероприятия этого сезона начинались с приятных праздничных событий. 17 мая Черноморский яхт-клуб получил извещение об отводе площадки под размещение яхт. Это было место с правой стороны Военного мола. Там на Царской пристани установили мачту, и 21 мая в день рождения Его Императорского Высочества в праздничной обстановке на мачте был поднят флаг.
Этот сезон начался уже более активно. В середине апреля тендер «Радость» совершил плавание в Николаев. 23 июня плавание в Николаев совершили уже четыре яхты «Радость», «Ястреб», «Водяной» и «Мечта». В конце июля «Радость» совершила плавание в Ялту и через Севастополь обратно.

Кубок Масса

В сезоне 1876 года было проведено несколько парусных гонок. Одна из них состоялась 29 августа, дистанция – 6 миль. В гонке участвовало 6 яхт: «Радость» Н.А. Бушена, «Ястреб» А.И. Тработти, «Водяной» И.И. Бирковского, «Мечта» В.М. Полонского, «Отдых» М.И. Самойловича и «Душенька» Ф.И. Мичела. Гонка проходила при слабом ветре. Первой пришла «Радость» (время – 3 часа 13 мин.), второй «Ястреб» (время – 3 часа 26 мин.). Победители получили призы. Для обслуживания гонки РОПиТ выделил военный пароход «Сулина» и 2 буксира.
Год от года количество яхт увеличивалось, их заказывали у лучших мастеров того времени в Англии у В.Файфа и сына, в Гамбурге у Макса Эрца, в Санкт-Петербурге на верфи Эша. Позднее, под предводительством командора Черноморского Яхт – Клуба Анжело Анжеловича Антара были созданы мастерские, где так же строились яхты.
Яхт-клубом издавались журнал «Новости Императорского Черноморского Яхт - Клуба» и ежегодные «Отчеты о деятельности».
Черноморский Яхт-Клуб был под покровительством Императорской семьи. Почетные члены яхт-клубов были в первой строке уставов – это Государь Император Николай II, далее Великие князья Романовы Александр Михайлович, Алексей Александрович, Кирилл Владимирович, Великая княгиня Ксения Александровна, князь Романовский, Евгений Максимилианович герцог Лейхтенбергский. В Одесский порт неоднократно заходили императорские яхты «Алмаз» и «Штандарт».
Самыми главными событиями в Яхт-Клубе были гонки. Одна из таких гонок проходила в выходной день, дистанция по треугольнику: Воронцовский маяк – оконечность рейда – Малый Фонтан. Участвовало 5 яхт: «Мотылек» Н.Ф Фанддер-Флита (тогда директор РОПиТа), «Увлечение» А.А. Анатра, «Тилли» господина Джекобса (консул Великобритании), «Ястреб» господина Халайджого (владелец дачи в Отраде, где собирался весь одесский бомонд) и «Черномор», принадлежащей Яхт – Клубу. Погода вполне благоприятствовала гонке. Яхты в 10 утра, при попутном свежем ветре, начали прохождение дистанции. Первой пришла «Увлечение» и была награждена серебряной вещью.
А вообще гонки проходили из Одессы до Тендры, Очакова (острова Березань), Фидониси (остров Змеиный) и даже до Скадовска. По выходным гонялись от порта до Малого Фонтана или Аркадии. Крупные яхты совершали походы до Константинополя и Александрии.
По инициативе Анжело Анжеловича Анатра в апреле 1895 года был учрежден Парусный Кружок, в состав которого входили люди попроще и яхты там были небольшого размера, в основном палубные боты. Парусный Кружок утвердил свой Устав и флаги. Также как Черноморский Яхт – Клуб Парусный кружок ежегодно издавал «Отчет о деятельности».
В юбилейном для Яхт – Клуба 1905 году насчитывалось уже 18 парусных яхт, 4 паровых судна и 40 гребных лодок и моторов.
Вот так существовали в Одессе два яхт-клуба, не все было гладко как между этими организациями, так и между ее членами. Но яхты строились, ходили в море, яхтсмены общались, традиции рождались и бережно сохранялись. Так продолжалось пока не грянула 1-я мировая война, затем Революция, Гражданская война. Царская Империя перестала существовать, но страсть к хождению под парусами прошла через лихолетье и осталась в следующих поколениях.