Яхт-клуб Пять якорей

+7 978 117 8813
vkontakte facebook twitter

Черноморский яхт-клуб Часть IV

Черноморский яхт-клуб Часть IV

Часть IV

ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

"У настоящего яхтсмена-гонщика вся его жизнь,
каждый ее миг должны быть подчинены только одной цели
– победе, победе во что бы то ни стало."
Анатолий Верба

В конце 80-х годов в Советской стране с одной стороны наметился политический кризис, с другой – Михаил Горбачев внедрял свои изобретения «ускорение» и «перестройку». Страна становилась более открытой. Повеяло переменами. Крейсерские плавания уже в массовом порядке стали достигать берегов, Турции, Греции и даже Италии. Наши яхтсмены, помимо походов начали принимать участие в международных регатах таких как «Эгейская парусная неделя», гонки Римини - Корфу — Римини, «Калабрийская регата». Да и иностранцам стало интересно посещать наш город. В 1987 году к нам пришла первая международная регата Стамбул – Одесса. В 1988 году в Одессу пришло около 60-ти яхт со всего света. В 1994 году состоялась регата крейсерских яхт Одесса — Стамбул — Одесса.

СоколовДиректором переходного периода от советского общественного яхт-клуба к рыночной стоянки для яхт был Герой Советского Союза, впрошлом подводник Валентин Евгенивич Соколов.

Но самым значительным событием того времени, в очередной раз давшим миру личность в лице одессита, это участие советской яхты «Фазиси» в кругосветной гонке «Уитбред». Именно это событие напрямую не связано с Черноморским яхт-клубом. Но участие в этом фантастическом проекте яхтсменов из Одесского яхт-клуба, воспитанных как настоящих гонщиков именно на «Кубках Черного моря», Черноморский яхт-клуб может заслуженно поставить себе в заслугу. Анатолий Верба, Алексей Дроздовский, Геннадий Корольков, Владимира Кулиниченко, Сергей Станецкий - одесситы, которые на немыслимом энтузиазме приняли участие в строительстве яхты «Фазиси», достойно прошли кругосветную гонку «Уитбред 1989/90». Это был поистине прорыв на мировые просторы, команда из Советского Союза не просто приняла участие, а из 21-ой команды участников заняла 11 место! Так вот личностью стал Анатолий Верба. Еще не закончилась кругосветная гонка 1989/90 годов, а Верба уже вынашивал идею строительства одесской яхты и участие в гонке «Уитбред 1993/94». В 1994 году Одесса должна была отмечать двухсот летний юбилей. Поэтому яхта была названа в честь этого события «Одесса 200». И снова энтузиасты во главе со своим шкипером Анатолием Вербой по крохам собирали деньги, искали спонсоров, бросив все свои дела, строили яхту. Помимо основного экипажа в осуществление проекта вносили свой вклад члены Ассоциации одесских яхтсменов Геннадий Корольков, Вилиомир Зызак, Олег Пономарёв, Андрей Скачек и другие. Яхта «Одесса 200» была построена и прошла всю дистанцию «Уитбред 1993/94». Героями этой гонки стали: Анатолий Верба, Олег Дорошенко, Владимир Кулиниченко, Сергей Ластовецкий, Владимир Овчаренко, Алексей Лавренов, Игорь Куторкин, Михаил Михайлов. Еще 11 членов экипажа «Одессы 200» были иностранцы волонтеры.

dsc04341_20090322_1636994059Но в то время, как Верба и его команда прославляли свой город и свой яхт-клуб, сам клуб в Одессе переживал далеко не лучшие времена. Догнивал на задворках последний «Дракон», у берегов Румынии потерпела крушение одна из лучших яхт «Аркадия», сгорела брандвахта, где были кают-компания, классы, кладовые рундуки клубных яхт, началась десятилетняя междоусобная война Одесского порта и Черноморского пароходства за право на владение яхт-клубом. Некогда крупнейшее соревнование крейсерских яхт «Кубок Черного моря», всегда стартовавшего из Одессы превратилось в гонки выходного дня. Казалось это конец. Но как все войны, война между портом и ЧМП так же закончилась. В длительных судебных сражениях победил порт. Победил и начал наводить порядок. Директором был назначен яхтсмен, хранитель яхтенных традиций, хороший организатор, капитан яхты «Ланжерон» Натан Гонопольский. Первое, оградили территорию, убрали мусор, правда и потеряли лучшую на тот период яхту «Арктурус», потеряли глупо, на берегу, потеряли из-за безграмотной организации работ. Но не все так печально было в те годы. Вице-президент Одесской федерации парусного спорта, патриарх парусного спорта Константин Михайлович Прохорович и группа энтузиастов, создают Парусный крейсерский союз. После невозможности возродить «Кубок Черного моря» в его формате, по временной и мильной продолжительности, старейшины яхтсмены предприняли усилия по созданию новых форм соревнований, разработке доступных маршрутов гонок, поиску спонсоров. Так в 2001 году родился «Кубок портов», регата, которую спонсировали три порта – Одесский, Ильичевский и Южный. И это был верный ход. В период, когда старые предприятия доживали свой век, а новые еще не могли себе позволить тратить деньги на спорт, порты работали хоть и с меньшей эффективностью, чем раньше, но все-таки имели крупный капитал. И это уже была маршрутная гонка. Главным организатором этой регаты были и остаются по сей день Сергей Червяков и Ирина Хроменкова.

dsc04356_20090322_1380875480И еще один исторический факт. В 2003 году городу Санкт-Петербургу исполнилось 300 лет. Городу, который положил начала русскому парусному флоту, городу, учредивший первый в нашей стране яхт-клуб. Разве могли мы пройти мимо этого события. И вот ленинградец, в детстве переживший блокаду Михаил Серафимович Петухов снаряжает свою яхту, набирает команду и идет вокруг Европы для участия в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга. «Альциона» вышла 10 марта. В Черном море, Средиземке, в Бискайском заливе практически все время шли в шторм, в Атлантике Михаил Серафимович отметил свое Семидесятилетие. По пути заходили в города побратимы Одессы, путь был нелегким, но добрались вовремя. В празднике юбилее морской столицы России яхта «Альциона» заняла достойное место. Обратно возвращались по Волге, Дону, Азовскому и Черному морям. В общей сложности пройдено 7200 миль, в Одессу вернулись 4 августа.

100912 (10)Одним из положительных моментов в развитии яхтинга в Одессе стал тот факт, что появились новые современные яхты. Началась новая эпоха, вернулись к тому от чего ушли. Яхты снова стали частные.
Но вот случился один эпизод истории, летом 2006 года волей одного министерского чиновника, Черноморский яхт-клуб перешел во владение Министерства транспорта Украины. Для чего и кому это было нужно непонятно. Яхтсмены забеспокоились. Что будет дальше, как киевские чиновники станут управлять спортивным парусным флотом? Это было неизвестно. Но опять таки волей уже случая одесский яхт-клуб попал под покровительство и в прямое управление компании «Трансбункер». Крупная международная компания, но для чего ей нужен яхт-клуб? Кто станет у руля этого первого на Черном море клуба? Секрет прост, и ответ на поверхности. Во главе компании стоит Сергей Пугачев, человек, который не просто яхтсмен, не просто гонщик, не просто победитель множества престижных международных регат в классе «Дракон», не просто волевой человек, привыкший добиваться поставленной цели. Самое главное, он вырос в этом яхт-клубе и как яхтсмен и как гонщик. Занимаясь крупным бизнесом Пугачев активно занимается парусным спортом. Часто задаешься вопросом, почему все-таки не смотря на войны, революции, эпидемии и другие катаклизмы Одесса процветает. Да потому что в Одессе появляются как талантливые люди, так и меценаты. Талантливые прославляют Одессу, а меценаты, способные оценить таланты, создают Одессу. Создают как 200 лет назад, как 100, как сейчас. И такой человек Сергей Пугачев. Запишем его в историю, он достоин этого и пусть потомки чтут таких людей! Сила Пугачева в том, что он не один, в компании «Трансбункер» работает целая команда яхтсменов-гонщиков, единомышленников, она так и называется «Transbunker Sailing Team». Команда во главе со своим шкипером успешно занимается бизнесом и большим спортом.
Вот тут то яхт-клуб действительно стал преображаться. Первое с чего началось, это директором был назначен снова яхтсмен, мастер спорта СССР, заслуженный тренер Украины, тренер и организатор лучшей в Украине школы парусного спорта в порту Южный Сергей Котов. Командором клуба стал самый заслуженный яхтсмен, капитан яхты «Альциона» Михаил Серафимович Петухов. Второе – это закупкой первоклассных гоночных яхт. Так в Одессе появились «Лазер SB-3», тогда их было 15. И вот в чем здесь главное достижение. В советское время на яхтах было несколько человек экипажа. После внедрения в яхтинге процесса приватизации, на частных яхтах остались либо один капитан во всех лицах от стюарта до судоводителя, либо в лучшем случае двое. Некоторые яхты вообще из-за высоких цен за стоянку ушли из Одессы. Целая армия любителей паруса осталась на причале не у дел. И вот пожалуйста, господа гонщики, формируйте команды, получайте современную яхту и гоняйтесь. Конечно, это не бесплатно, но ведь мы же мужчины, мы можем оплатить свое увлечение. Черноморский яхт-клуб организовал несколько новых регат: «Кубок Генакера», Чемпионат класса «Лазер SB-3», регата «Дружба». Особую популярность обрела регата «Дружба». Третье, что было сделано, это практически с нуля организована детская парусная школа. В распоряжение юных яхтсменов было закуплено более ста яхт класса «Оптимист», несколько яхт класса «Кадет» и «Лазер». На работу приглашены опытные тренеры. Пошла работа, вот уже в 2010 году школа получила новое здание.

y_4994_20090322_1761128196Все бы было хорошо, да вот не все так, как надо бы. Ошибкой Сергея Пугачева была в том, что он директором яхт-клуб поставил хоть и яхтсмена с титулами, но человека не чистого на руку и плохого организатора. Котов став директором взялся за чистку как территории клуба, так и его неугодных лично ему членов клуба. Под видом чистки в неизвестном направлении уходила матчасть, фальшкили с заброшенных яхт, «ушел» куда-то свинцовый фальшкиль яхты «Лейтенант Шмидт». Чтобы выглядеть хорошим хозяйственникам Котов всячески экономил деньги рассчитанные на развитие клуба. Зато цены на стоянку выросли в астрономические величины. Клуб опустел. Регаты, которые были учреждены компанией «Трансбункер» проводил Владимир Болотников, Котов лишь тормозил дело. В результате в развитии клуба дело дальше не пошло. Этим воспользовались третьи силы, лакомый кусочек у моря в центре города всегда под прицелом олигархов. Так в 2012 году компания «Трансбункер» потеряла возможность управления яхт-клубом. К чести сказать Сергей Пугачев не смотря на то, что его отстранили от клуба, продолжил финансирование детской парусной школы. К сожалению спортивные лодки «SB20», те что не были выкуплены членами клуба ушли.
В стране снова пошли потрясения, в Киеве свершился переворот власти и олигархам временно стало не до яхт-клуба. Директором яхт-клуба был назначен человек, хоть и не яхтсмен, но действительно хороший хозяйственник. Его заслуга еще в том, что он прислушался к общественности клуба. Положение началось выправляться, яхты потихоньку возвращаться.
В настоящее время в яхт-клубе дислоцируются яхты: «Альциона», «Аркадия IV», «Гриф», «Дюк», «Гранат», «Ольга», «Юнона», «Ариэль», «Элада», «Одиссей», «Ситония», «Садко», «Акварель», «София», «Эмейджи», «Гер Робин», катамаран «Бриз», тримаран «Трансбункер» и другие.
Очень жаль, что по вине судовладельцев на приколе гниют прославленные яхты «Алмаз», «Рубин», «Робин Гуд».

Отрывок из книги Олега Пономарёва «Одесские яхт-клубы»