Яхт-клуб Пять якорей

+7 978 117 8813
vkontakte facebook twitter
Новости
Chicago Boat Sail Show
21 дек. 2019
Chicago Boat Sail Show
Яхта легенда
20 дек. 2019
ARC 2019 завершено
19 дек. 2019
ARC 2019 завершено

Черноморский яхт-клуб Часть IV

Черноморский яхт-клуб Часть IV

Часть IV

ВЕТЕР ПЕРЕМЕН

"У настоящего яхтсмена-гонщика вся его жизнь,
каждый ее миг должны быть подчинены только одной цели
– победе, победе во что бы то ни стало."
Анатолий Верба

В конце 80-х годов в Советской стране с одной стороны наметился политический кризис, с другой – Михаил Горбачев внедрял свои изобретения «ускорение» и «перестройку». Страна становилась более открытой. Повеяло переменами. Крейсерские плавания уже в массовом порядке стали достигать берегов, Турции, Греции и даже Италии. Наши яхтсмены, помимо походов начали принимать участие в международных регатах таких как «Эгейская парусная неделя», гонки Римини - Корфу — Римини, «Калабрийская регата». Да и иностранцам стало интересно посещать наш город. В 1987 году к нам пришла первая международная регата Стамбул – Одесса. В 1988 году в Одессу пришло около 60-ти яхт со всего света. В 1994 году состоялась регата крейсерских яхт Одесса — Стамбул — Одесса.

СоколовДиректором переходного периода от советского общественного яхт-клуба к рыночной стоянки для яхт был Герой Советского Союза, впрошлом подводник Валентин Евгенивич Соколов.

Но самым значительным событием того времени, в очередной раз давшим миру личность в лице одессита, это участие советской яхты «Фазиси» в кругосветной гонке «Уитбред». Именно это событие напрямую не связано с Черноморским яхт-клубом. Но участие в этом фантастическом проекте яхтсменов из Одесского яхт-клуба, воспитанных как настоящих гонщиков именно на «Кубках Черного моря», Черноморский яхт-клуб может заслуженно поставить себе в заслугу. Анатолий Верба, Алексей Дроздовский, Геннадий Корольков, Владимира Кулиниченко, Сергей Станецкий - одесситы, которые на немыслимом энтузиазме приняли участие в строительстве яхты «Фазиси», достойно прошли кругосветную гонку «Уитбред 1989/90». Это был поистине прорыв на мировые просторы, команда из Советского Союза не просто приняла участие, а из 21-ой команды участников заняла 11 место! Так вот личностью стал Анатолий Верба. Еще не закончилась кругосветная гонка 1989/90 годов, а Верба уже вынашивал идею строительства одесской яхты и участие в гонке «Уитбред 1993/94». В 1994 году Одесса должна была отмечать двухсот летний юбилей. Поэтому яхта была названа в честь этого события «Одесса 200». И снова энтузиасты во главе со своим шкипером Анатолием Вербой по крохам собирали деньги, искали спонсоров, бросив все свои дела, строили яхту. Помимо основного экипажа в осуществление проекта вносили свой вклад члены Ассоциации одесских яхтсменов Геннадий Корольков, Вилиомир Зызак, Олег Пономарёв, Андрей Скачек и другие. Яхта «Одесса 200» была построена и прошла всю дистанцию «Уитбред 1993/94». Героями этой гонки стали: Анатолий Верба, Олег Дорошенко, Владимир Кулиниченко, Сергей Ластовецкий, Владимир Овчаренко, Алексей Лавренов, Игорь Куторкин, Михаил Михайлов. Еще 11 членов экипажа «Одессы 200» были иностранцы волонтеры.

dsc04341_20090322_1636994059Но в то время, как Верба и его команда прославляли свой город и свой яхт-клуб, сам клуб в Одессе переживал далеко не лучшие времена. Догнивал на задворках последний «Дракон», у берегов Румынии потерпела крушение одна из лучших яхт «Аркадия», сгорела брандвахта, где были кают-компания, классы, кладовые рундуки клубных яхт, началась десятилетняя междоусобная война Одесского порта и Черноморского пароходства за право на владение яхт-клубом. Некогда крупнейшее соревнование крейсерских яхт «Кубок Черного моря», всегда стартовавшего из Одессы превратилось в гонки выходного дня. Казалось это конец. Но как все войны, война между портом и ЧМП так же закончилась. В длительных судебных сражениях победил порт. Победил и начал наводить порядок. Директором был назначен яхтсмен, хранитель яхтенных традиций, хороший организатор, капитан яхты «Ланжерон» Натан Гонопольский. Первое, оградили территорию, убрали мусор, правда и потеряли лучшую на тот период яхту «Арктурус», потеряли глупо, на берегу, потеряли из-за безграмотной организации работ. Но не все так печально было в те годы. Вице-президент Одесской федерации парусного спорта, патриарх парусного спорта Константин Михайлович Прохорович и группа энтузиастов, создают Парусный крейсерский союз. После невозможности возродить «Кубок Черного моря» в его формате, по временной и мильной продолжительности, старейшины яхтсмены предприняли усилия по созданию новых форм соревнований, разработке доступных маршрутов гонок, поиску спонсоров. Так в 2001 году родился «Кубок портов», регата, которую спонсировали три порта – Одесский, Ильичевский и Южный. И это был верный ход. В период, когда старые предприятия доживали свой век, а новые еще не могли себе позволить тратить деньги на спорт, порты работали хоть и с меньшей эффективностью, чем раньше, но все-таки имели крупный капитал. И это уже была маршрутная гонка. Главным организатором этой регаты были и остаются по сей день Сергей Червяков и Ирина Хроменкова.

dsc04356_20090322_1380875480И еще один исторический факт. В 2003 году городу Санкт-Петербургу исполнилось 300 лет. Городу, который положил начала русскому парусному флоту, городу, учредивший первый в нашей стране яхт-клуб. Разве могли мы пройти мимо этого события. И вот ленинградец, в детстве переживший блокаду Михаил Серафимович Петухов снаряжает свою яхту, набирает команду и идет вокруг Европы для участия в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга. «Альциона» вышла 10 марта. В Черном море, Средиземке, в Бискайском заливе практически все время шли в шторм, в Атлантике Михаил Серафимович отметил свое Семидесятилетие. По пути заходили в города побратимы Одессы, путь был нелегким, но добрались вовремя. В празднике юбилее морской столицы России яхта «Альциона» заняла достойное место. Обратно возвращались по Волге, Дону, Азовскому и Черному морям. В общей сложности пройдено 7200 миль, в Одессу вернулись 4 августа.

100912 (10)Одним из положительных моментов в развитии яхтинга в Одессе стал тот факт, что появились новые современные яхты. Началась новая эпоха, вернулись к тому от чего ушли. Яхты снова стали частные.
Но вот случился один эпизод истории, летом 2006 года волей одного министерского чиновника, Черноморский яхт-клуб перешел во владение Министерства транспорта Украины. Для чего и кому это было нужно непонятно. Яхтсмены забеспокоились. Что будет дальше, как киевские чиновники станут управлять спортивным парусным флотом? Это было неизвестно. Но опять таки волей уже случая одесский яхт-клуб попал под покровительство и в прямое управление компании «Трансбункер». Крупная международная компания, но для чего ей нужен яхт-клуб? Кто станет у руля этого первого на Черном море клуба? Секрет прост, и ответ на поверхности. Во главе компании стоит Сергей Пугачев, человек, который не просто яхтсмен, не просто гонщик, не просто победитель множества престижных международных регат в классе «Дракон», не просто волевой человек, привыкший добиваться поставленной цели. Самое главное, он вырос в этом яхт-клубе и как яхтсмен и как гонщик. Занимаясь крупным бизнесом Пугачев активно занимается парусным спортом. Часто задаешься вопросом, почему все-таки не смотря на войны, революции, эпидемии и другие катаклизмы Одесса процветает. Да потому что в Одессе появляются как талантливые люди, так и меценаты. Талантливые прославляют Одессу, а меценаты, способные оценить таланты, создают Одессу. Создают как 200 лет назад, как 100, как сейчас. И такой человек Сергей Пугачев. Запишем его в историю, он достоин этого и пусть потомки чтут таких людей! Сила Пугачева в том, что он не один, в компании «Трансбункер» работает целая команда яхтсменов-гонщиков, единомышленников, она так и называется «Transbunker Sailing Team». Команда во главе со своим шкипером успешно занимается бизнесом и большим спортом.
Вот тут то яхт-клуб действительно стал преображаться. Первое с чего началось, это директором был назначен снова яхтсмен, мастер спорта СССР, заслуженный тренер Украины, тренер и организатор лучшей в Украине школы парусного спорта в порту Южный Сергей Котов. Командором клуба стал самый заслуженный яхтсмен, капитан яхты «Альциона» Михаил Серафимович Петухов. Второе – это закупкой первоклассных гоночных яхт. Так в Одессе появились «Лазер SB-3», тогда их было 15. И вот в чем здесь главное достижение. В советское время на яхтах было несколько человек экипажа. После внедрения в яхтинге процесса приватизации, на частных яхтах остались либо один капитан во всех лицах от стюарта до судоводителя, либо в лучшем случае двое. Некоторые яхты вообще из-за высоких цен за стоянку ушли из Одессы. Целая армия любителей паруса осталась на причале не у дел. И вот пожалуйста, господа гонщики, формируйте команды, получайте современную яхту и гоняйтесь. Конечно, это не бесплатно, но ведь мы же мужчины, мы можем оплатить свое увлечение. Черноморский яхт-клуб организовал несколько новых регат: «Кубок Генакера», Чемпионат класса «Лазер SB-3», регата «Дружба». Особую популярность обрела регата «Дружба». Третье, что было сделано, это практически с нуля организована детская парусная школа. В распоряжение юных яхтсменов было закуплено более ста яхт класса «Оптимист», несколько яхт класса «Кадет» и «Лазер». На работу приглашены опытные тренеры. Пошла работа, вот уже в 2010 году школа получила новое здание.

y_4994_20090322_1761128196Все бы было хорошо, да вот не все так, как надо бы. Ошибкой Сергея Пугачева была в том, что он директором яхт-клуб поставил хоть и яхтсмена с титулами, но человека не чистого на руку и плохого организатора. Котов став директором взялся за чистку как территории клуба, так и его неугодных лично ему членов клуба. Под видом чистки в неизвестном направлении уходила матчасть, фальшкили с заброшенных яхт, «ушел» куда-то свинцовый фальшкиль яхты «Лейтенант Шмидт». Чтобы выглядеть хорошим хозяйственникам Котов всячески экономил деньги рассчитанные на развитие клуба. Зато цены на стоянку выросли в астрономические величины. Клуб опустел. Регаты, которые были учреждены компанией «Трансбункер» проводил Владимир Болотников, Котов лишь тормозил дело. В результате в развитии клуба дело дальше не пошло. Этим воспользовались третьи силы, лакомый кусочек у моря в центре города всегда под прицелом олигархов. Так в 2012 году компания «Трансбункер» потеряла возможность управления яхт-клубом. К чести сказать Сергей Пугачев не смотря на то, что его отстранили от клуба, продолжил финансирование детской парусной школы. К сожалению спортивные лодки «SB20», те что не были выкуплены членами клуба ушли.
В стране снова пошли потрясения, в Киеве свершился переворот власти и олигархам временно стало не до яхт-клуба. Директором яхт-клуба был назначен человек, хоть и не яхтсмен, но действительно хороший хозяйственник. Его заслуга еще в том, что он прислушался к общественности клуба. Положение началось выправляться, яхты потихоньку возвращаться.
В настоящее время в яхт-клубе дислоцируются яхты: «Альциона», «Аркадия IV», «Гриф», «Дюк», «Гранат», «Ольга», «Юнона», «Ариэль», «Элада», «Одиссей», «Ситония», «Садко», «Акварель», «София», «Эмейджи», «Гер Робин», катамаран «Бриз», тримаран «Трансбункер» и другие.
Очень жаль, что по вине судовладельцев на приколе гниют прославленные яхты «Алмаз», «Рубин», «Робин Гуд».

Отрывок из книги Олега Пономарёва «Одесские яхт-клубы»