Яхт-клуб Пять якорей

+7 978 117 8813
vkontakte facebook twitter

Черноморский яхт-клуб. Часть III

Черноморский яхт-клуб. Часть III

Часть III

КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ

"… читатель мой, Знаток стихов и прозы,
почти два века ждавший рифмы «розы»
и ныне ждущий рифму «паруса»
Ну вот она! Бери ее скорей!
От зелени, от берегов Отрады уходят в море белой колоннадой, как лебеди – «Арктурус», «Вега», «Спрей»

Юрий Михайлик

Закончилась война, жизнь стала налаживаться. И снова романтиков потянуло в море. В Одессу вернулась яхта «Лейтенант Шмидт», по некоторым источникам перед освобождением Одессы ее угоняли в Румынию. В 1945 году яхты стояли в Хлебной гавани на сваях, у баржи «Ляля Черная». Затем место Яхт-клубу отвели в СРЗ у Андросовского мола. 

Image-10

Парусный спорт начал оживать. Уже в 1946-м году была проведена 1-я Черноморская регата. Если до войны в яхт-клубе были преимущественно крейсерские яхты, то в 50-е годы уже преобладали гоночные классы, многие из которых были олимпийскими. Из Ленинграда привезли первые послевоенные «Драконы» и «эМки».
В Отраде у двух полузатопленных барж появился спортлагерь Водного института, был построен эллинг, летом 46-го появился палаточный городок. Водный институт в первые послевоенные годы имел, один «Дракон» (он базировался в яхт-клубе на СРЗ), три яхты класса «М», один «Финн», один «Летучий Голландец» и несколько ялов. Именно там начали свой спортивный путь Юрий Казаков, Тамара Поветкина, Сергей Грозь. Чуть дальше расположилась водная станция Высшей мореходки. Но главные события происходили в Яхт-клубе на СРЗ. К середине 50-х годов в Одесском яхт-клубе только «Драконов» насчитывалось 60 мужских экипажей и 14 женских. Был налажен регулярный тренировочный процесс. В те годы руководителями в яхт-клубе были Аркадий Бойко и Григорий Миносян, старшим тренером – Михаил Петухов. Помимо «Драконов» и яхт класса «М», в яхт-клубе были яхты классов: «5,5», «Звездный», «Летучий Голландец», «Финн». За исключением «эМки» все пять яхт были олимпийскими классами. И это не зря, впервые СССР готовился выставить команду по парусному спорту на XV Олимпийские Игры 1952 года. В Одесском яхт-клубе такая подготовка также шла. Олимпийский дебют для парусников оказался неудачным, но этот подготовительный энтузиазм не прошел даром. К середине 50-х годов в Одессе уже была хорошая команда гонщиков. Это Виталий Сигало («Дракон»), Сергей Киселев, Юрий Земляных («5,5»), Олег Уловков, Вячеслав Новодиржкин («Летучий голландец»), Генрих Иттер («Финн»), Михаил Петухов («М»), Анна Зайцева, Нина Проскурякова, Валентина Петухова («Дракон»), Анна Козлова, Надежда Владимирская («М»)….

581066_205178499592159_100003000315490_331709_1614356332_n
В 1958 году Одесса принимала Чемпионат СССР по парусному спорту. Во всех классах одесские яхтсмены боролись в верхней части турнирной таблице. Но наивысшего результата добился женский экипаж «Дракона», яхта «Порыв», 154-й номер на борту. В состав чемпионского экипажа входили Анна Зайцева, Нина Проскурякова и Валентина Рымова. За такой успех в следующем сезоне девчата получили новенький краснодеревый «Дракон», построенный в Германии. В составе появилась замена, вместо Валентины Рымовой, страдающей морской болезнью, на борт новенько «Дракона», который получил название «Друг», пришла Валентина Петухова. Спортивная жизнь в яхт-клубе продолжала бурлить. Регулярно проводились регаты, яхтсмены совершали походы. Заметьте, на «Драконах» в порядке вещей ходили в Очаков. Но особым удовольствием было сходить на Днепр, в плавни. Золотые времена – сколько съедено ухи, сколько спето песен у костра, ну а битых комаров не счесть. Один из таких походов в11 августа 1965 года одесские яхтсмены совершили на ялах. Маршрут наметили следующий: Одесса – Очаков – Херсон – Каховка – Херсон – Николаев – Очаков – Одесса. В поход снарядились 16 человек, разных по возрасту от 14-летнего Павлика Ольшевского до 40-летнего Петра Георгиевича Молчаниколова. Командиром моторного яла был В.С. Загнитный, командиром похода назначили Михаила Серафимовича Петухова.

Dosich Полувоенная организация яхт-клуба так и просуществовал до 1960 года. Но затем, по общему приказу о сокращении Вооруженных сил СССР яхт-клуб в первую очередь попал под это мероприятие и был ликвидирован как единица ВМФ. На три года жизнь в клубе приостановилась и только, когда Черноморское пароходство приняло его на свой баланс, усилием руководства и рядовых яхтсменов все потихоньку наладилось. Тогда начальником пароходства был Алексей Евгеньевич Данченко, который много сделал для становления яхт-клуба.
В 1967 году яхт-клуб получил собственную гавань в Отраде. Его директором стал Павел Васильевич Досич. Этот человек несколько лет возглавлял Черноморский бассейновый совет «Водник». Будучи директором Черноморского яхт-клуба Павел Васильевич много делал по организации яхт-клуба. Был построен защитный мол, расчищена площадка под набережную, на территории яхт-клуба разместились водные базы высшей мореходки и Водного института. Была организована детская парусная школа и Флотилия юных моряков. Начал активно развиваться крейсерский флот. Прибывали яхты типа «Фолькбот», «Л-6», затем таллиннский «Четвертьтонник», «Алькор». Большое внимание уделялось парусным регатам. При Досиче в Одессе состоялся первый «Кубок Черного моря». Много лет его назначали главным судьей этих престижных соревнований.

1967 тх Львов кэп яхты Мечта Андр Евг Шевалев

В 1973 году по приглашению Черноморского пароходства Гданьская судоверфь провела в яхт-клубе выставку своих яхт. После выставки все привезенные яхты польской постройкой были куплены Черноморским морским пароходством, Водным институтом, Высшей мореходкой, и другими одесскими организациями. У причалов яхт-клуба ошвартовались «Таурусы», «Конрады» (только 45-х было 5 лодок), «Картеры», «Тилиги», «Нефриты». Все больше развитие получили крейсерские гонки, олимпийские же классы постепенно исчезали. В составе детской парусной школы оставалось еще несколько «Оптимистов», и два-три «Кадета».
Одной из самых престижных регат стал «Большой кубок Черного моря» возникший в том же 1973 году, позднее проводился и «Малый Кубок Черного моря». Несколько лет, начиная с 1977 года, периодичностью в два года в Одессу приходила регата «Кубок Большого Днепра», стартовавшая в Киеве. В этой гонки участвовало около 50-ти яхт. Но по регатам есть отдельные страницы сайта, и там все подробно описано.

l6_snark19

Несмотря на строгий пограничный режим, одесские яхтсмены выходили за рубеж и участвовали в международных регатах в Болгарии (Кубок Георгия Димитрова), Турции, Греции, Италии и даже США. В 1980 году в яхт-клубе произошло еще пополнение польских яхт, Водный институт приобрел «Конрад 25». Эта яхта была передана Тамаре Поветкиной, Татьяне Даниловой и Тамаре Бессельян. Яхта получила название «Эллада». Позднее в состав экипажа влились Валентина Сивак и Ирина Морозова, еще позже Ольга Махова. В 1988 году девушки приняли участие в болгарской регате женских экипажей «Амазонка». Затем неофициальный чемпионат мира крейсерских яхт среди женщин в американском Нью-Порте, затем Лимингтон (Великобритания), Мью Ден (Голландия). В 1990 году экипаж под командой Михаила Петухова участвует в 1000-мильной итальянской регате по маршруту Риммини – Корфу – Риммини. И не просто участвует, а побеждает в этой регате. После Италии экипаж Михаила Петухова участвовал в регате в Греции. Ну а в Турцию на регаты не ходили только уж совсем ленивые.
Говоря о нашем времени нельзя не упомянуть трагические события. Историческая, хоть и полностью перестроенная, яхта «Лейтенант Шмидт» («Маяна») в воскресение 11 октября 1987 года во время шторма была выброшена на волнорез пляжа «Отрада». Яхту разнесло в щепки. Обязанности капитана исполнял старпом А.А. Дондик, он и один юноша погибли. И еще, нельзя не упомянуть об одной знаменитой яхте Черноморского яхт-клуба - это тримаран «Гольфстрим». В 1976 году «Гольфстрим» участвует в гонке "ОСТАР-76". В 1978 году тримаран под командой Фила Вэлда участвовал в "Ромовом рейсе" и в других океанских гонках. В тот же 1978 год Фил в одиночку пересекал Атлантический океан. Во время перехода в жестокий шторм тримаран перевернулся. Шкипера сняли спасатели, а тримаран остался дрейфовать. Советское судно "Николай Ананьев", принадлежащее ЧМП подобрало тримаран за тысячу миль от места аварии. Тримаран с согласия Вэлда передали в Черноморский яхт-клуб. К сожалению, и эта история от нас уплыла. После нескольких перепродаж красавиц «Гольфстрим» перегнали в другой порт. В настоящее время он стоит в турецком Мармарисе, отрадно только то, что владельцем тримарана является бывший член Черноморского яхт-клуба Алексей Соляник.

Одесса 1975